Символдрама или «сновидения наяву» как направление современной психотерапии. Опыт психолого-коррекционной работы по методу символдрама в режиме школьного сопровождения психолога Мотив цветок растущий на встречу солнцу

29.01.2024

    Символдрама. Описание метода.

    Стандартные мотивы

    Техника проведения психотерапии

    Проведение психотерапии

    Эффективность метода

    Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов (КПО) или метод “сновидений наяву ”) - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как психоанализ при помощи образов .

Название метода * происходит от греческих слов ката -“соответствующий , зависящий ” и тимос - одно из обозначений “души ” (в данном случае имеется ввиду “эмоциональность”). На русский язык название метода можно перевести как эмоционально обусловленное переживание образов .

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором, доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, “картины” на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории, анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм конфликтов раннего детства.

Из известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии, использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее глубоко и системно проработанным и технически организованным методом, имеющим фундаментальную теоретическую базу. В основе метода лежат концепции классического психоанализа , а также его современного развития (теория объектных отношений М. Кляйн, эго-психология А. Фрейд, психология Я Х. Хартманна).

Оставаясь на принципиальных психоаналитических позициях, много общего метод имеет с теорией архетипов и коллективного бессознательного К.Г. Юнга, а также с разработанным им методом активного воображения .

С феноменологической точки зрения, можно проследить параллели этого метода в детской игровой психотерапии, в психодраме Я. Морено и Г. Лёйц и в элементах гештальт-терапии по Ф. Перлсу. В техническом плане символдраме близки элементы ведения психотерапевтической беседы по К. Роджерсу и некоторые стратегии поведенческой терапии, например, по Й. Вольпе.

Тем не менее, символдрама - это не комбинация из смежных психотерапевтических методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях психотерапии.

В символдраме успешно соединились преимущества богатого спектра психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга.

Применительно к работе с детьми и подростками символдрама развивалась известным немецким детским психоаналитиком и социальным педагогом Гюнтером Хорном и другими специалистами Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психологии и психотерапии.

СИМВОЛДРАМА. ОПИСАНИЕ МЕТОДА

Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. В работе со взрослыми пациентами и подростками для этого используется техника, близкая к двум первым ступеням аутогенного тренинга по Й.Х. Шульцу. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости - последовательно в различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться (см. раздел Техника проведения ).

Предварительным условием проведения психотерапии является, само собой разумеется, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед доверительных отношений между пациентом и терапевтом, а также сбор данных о пациенте (анамнез).

После достижения пациентом состояния расслабления (что можно проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век, положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную психотерапевтом в открытой форме (!) тему - стандартный мотив (см. раздел 1.1 Стандартные мотивы ).

Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы “сопровождает” пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения.

Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа “да , угу , восклицаний типа “Вот как! ”, повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента.

Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие психотерапевта. В частности, вопросы психотерапевта должны быть открытыми , так как уже в самом вопросе могут быть некоторые элементы внушения. Например, вместо того, чтобы спросить: “Дерево большое?” - или - “Далеко ли это дерево?”, - что уже предполагает определенное ожидание ответа, следует спрашивать: “Какого размера дерево?” или “На каком расстоянии находится это дерево?”

Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она составляет в среднем около 20 минут , но не должна превышать 35 - 40 минут . Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут .

Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 - 15 сеансов * , в особо сложных случаях достигая иногда 30 - 50 сеансов . Однако существенные улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того, что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.

Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю . Так как метод символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени, чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более, несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить сеансы реже, чем раз в неделю.

Символдрама проводится в индивидуальной , групповой форме и в форме психотерапии пар , когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть также составной частью семейной психотерапии .

Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом, психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.

Стандартные мотивы

Характерной особенностью символдрамы является предложение пациенту некоторой темы для кристаллизации его образной фантазии - так называемого мотива представления образа. Этим символдрама отличается, например, от метода активного воображения К.Г. Юнга, в котором предполагается спонтанное развитие образа, и от техники классического психоанализа , где аналитик принципиально не должен ничего “давать” пациенту. *

С психологической точки зрения, Кататимное переживание образов - это проективный метод. Однако, в отличие от всех известных проективных методов, для символдрамы характерна независимость от какой бы то ни было заданной материальной структуры. Благодаря этому в воображаемых образах непосредственно отражаются глубинные психические процессы, проблемы и конфликты, что позволяет называть кататимные образы “мобильной проекцией ”. При этом воображаемые образы характеризуют типичные признаки работы сновидения и первичного процесса по З. Фрейду, прежде всего, смещение и сгущение .

Мотивы , используемые в символдраме , были выработаны в ходе долгой экспериментальной работы. Из множества возможных мотивов, наиболее часто спонтанно возникающих у пациентов, были отобраны такие, которые, с диагностической точки зрения, наиболее релевантно отражают внутреннее психодинамическое состояние и, в то же время, обладают наиболее сильным психотерапевтическим эффектом.

В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер предлагает следующие:

1) луг , как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

2) подъем в гору , чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;

3) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;

4) обследование дома ;

5) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.);

6) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;

7) лодка , появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;

8) пещера , которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.

Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива:

1) наблюдение и установление контакта с семьей животных - с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию;

2) получение во владение надела земли , чтобы что-нибудь на нем возделать или построить;

3) представление себя примерно на 10 лет старше .

Для подростков можно предложить также мотив собственная машина или мотоцикл .

Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы:

- дерево ;

- три дерева ;

- цветок .

В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы:

Представление реальной ситуации в школе или дома;

- воспоминания из прошлого опыта;

Представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его развития в сновидении наяву под контролем психотерапевта;

Интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела);

Представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишки или другой мягкой игрушки .

Таблица:

Соответствие стандартных мотивов определенной проблематике и стадиям детского развития.

Проблематика

Соответствующие мотивы

Актуально-насущные конфликты , актуальное настроение

Мотив луга , ландшафтные мотивы, “фигуры” в облаках

Оральная тематика

Мотив луга, ручья, коровы, кухни в доме

Агрессивно-экспансивная тематика:

а) анально-агрессивная

б) орально-агрессивная

в) экспансивное раскрытие и развитие

Мотив окна (отверстия) на болоте, вулкана

Мотив льва

Мотив следования вдоль ручья , путешествие на поезде, корабле, верхом на лошади, полета на ковре-самолете, в самолете или в образе птицы

Эдипальная тематика:

Мотив горы

Тематика достижения и конкуренции (идентификация со стремящимся к достижению интроектом):

Мотив подъема в гору и открывающейся с ее вершины панорамы

Оценка собственной личности:

а) в плане готовности к общению и социальным контактам, общего фона настроения, раскрытия генетического материала

б) в плане вытесненных инстинктивных и поведенческих тенденций, в том числе на интроектном уровне

Мотив дома , в который нужно зайти и тщательно обследовать

Мотив символического существа, выходящего из темноты леса , из пещеры, из отверстия на болоте или моря.

в) оценка способности целиком чему то отдаться

Мотив ручья или реки , когда предлагается отправиться вниз по течению на лодке без весел, мотив купания и плавания в воде вообще

Проблема идентичности и идеала Я :

Мотив выбора какого-нибудь имени того же пола и представление этого человека

Отношение с человеком, имеющим особо важное эмоциональное значение из прошлого (интроект)
или настоящего:

а) в символическом облачении во всех ландшафтных мотивах (гора, деревья и группы деревьев, растения ); животные (или семья животных ) и символические существа , возникающие на лугу, выходящие из темноты леса или из упомянутых отверстий в земле (из пещеры, окна/отверстия на болоте, из глубин моря)

б) как реальные люди (родители, братья и сестры, бабушка, дедушка, дети, учитель, начальник, конкурент и т. п.); представление регрессивных драматических сцен из детства (например, сцена за обеденным столом в кругу семьи)

Сексуальная и эдипальная тематика:

Мотив спальни в доме , окна (отверстия) на болоте, плодового дерева, плод которого съедается, куста розы, когда нужно сорвать один цветок (для мужчин), поездки на попутной машине, телеге или коляске (для женщин), дискотеки, похода на пляж или в баню

Представление либидонозного заполнения органов тела при психогенных и психосоматических заболеваниях:

Интроспекция внутренностей тела, рассматривая их через прозрачную оболочку тела, выполненную как бы из стекла, или уменьшившись до размеров маленького человечка и, проникнув сквозь отверстия в теле, отправляясь на их обследование

Все мотивы имеют, как правило, широкий диапазон диагностического и терапевтического применения. В то же время существует определенное соответствие между каждым конкретным мотивом и некоторой проблематикой. Можно говорить об отнесенности конкретных мотивов к определенной проблематике и стадии детского развития (см. Таблицу ), а также об особой эффективности некоторых мотивов в случае определенных заболеваний и патологических симптомов.

Мотив цветок

Мотив цветка больше подходит для девочек на латентной стадии , чем для мальчиков, которым предпочтительнее давать более динамичные мотивы.

В работе со старшими подростками и со взрослыми пациентами мотив цветка служит для введения в Кататимно-имагинативную психотерапию. Так называемый “тест цветок ” дается, как правило, по окончании сбора данных глубинно-психологического анамнеза в конце первого или второго сеанса. Тест должен показать, способен ли и насколько способен пациент образовывать полноценные кататимные образы . Действительно, потрясает тот факт, что почти все пациенты (даже с относительно тяжелыми нарушениями) легко справляются с этим тестом и представляют себе цветок, хотя у нетренированных пациентов достигаемое в положении сидя состояние расслабления может быть и не очень глубоким.

Цветок следует обрисовать во всех подробностях, описать его цвет, размер, форму, описать, что видно, если заглянуть в чашечку цветка и т. п. Важно описать также эмоциональный тон, непосредственно идущий от цветка. Далее следует попросить пациента попытаться в представлении потрогать кончиком пальца чашечку цветка и описать свои тактильные ощущения. Некоторые дети переживают эту сцену столь реалистично, что поднимают руку и выставляют указательный палец.

Из наиболее часто представляемых цветов можно упомянуть красный или желтый тюльпан, красную розу, подсолнух, ромашку, маргаритку. Лишь в самых редких случаях невротическая проблематика проявляется в том, что уже при первом представлении цветка появляется экстремальный или ненормальный образ. Ярко выраженным признаком нарушения считаются случаи, когда возникает черная роза или цветок из стали, или если цветок через короткое время уже увядает, а листья обвисают.

Об особо ярко выраженной способности к воображению говорят фантастические цветы, которых не бывает в природе, или слияние двух цветочных мотивов в один. Истерическую структуру личности также характеризуют нереальные или искусственные цветы с яркой, вызывающей окраской.

Своеобразная, не так уж редко встречающаяся форма нарушения заключается в том, что вместо одного цветка их одновременно появляется несколько. Они могут сменять друг друга в поле зрения, так что трудно решить, на каком из цветков остановиться. Часто предложение дотронуться в образе кончиком пальца до стебля цветка помогает сосредоточиться на одном из цветов. Если и после этого не удается остановится на одном цветке, можно предположить, что и в реальной жизни пациенту бывает сложно сделать выбор и на чем то сосредоточиться, что, в свою очередь, может быть следствием нарушения по типу невротического развития личности с преобладанием полевого поведения.

Важно предложить пациенту проследить, двигаясь вниз по стеблю, где находится цветок: растет ли он в земле, стоит ли в вазе или предстает в срезанной форме, “зависшим” на каком-то неопределенном фоне. * Отсутствие “почвы под ногами” может говорить о некоторой оторванности, недостаточной основательности, проблемах с осознанием своих корней, своего места и положения в жизни.

Далее следует спросить, что находится вокруг, какое небо, какая погода, какое время года, сколько сейчас времени в образе, как пациент себя чувствует и в каком возрасте себя ощущает. Символическое значение этих критериев разбирается в разделе о мотиве луга .

После окончания представления “цветка” рекомендуется тактично выразить пациенту поддержку и похвалу. Например, можно сказать: “У меня сложилось впечатление, что у Вас хорошее воображение” - или - “У Вас живая фантазия. Это мы могли бы хорошо использовать для применения одного психотерапевтического метода. Я предлагаю и далее проводить лечение в форме сновидений наяву ”. Если образы были выражены менее ярко, можно похвалить пациента, сказав о его “хорошей предрасположенности к представлениям” или что-то в этом роде. Затем можно сказать, что через несколько сеансов пациент разовьет у себя еще более четкие представления. Важно, чтобы пациент получил положительную обратную связь и поддержку на уровне эмпатии .

Мотив дерево

Гюнтер Хорн отмечает, что образы, которые ребенок представляет после задания мотива дерева , можно анализировать одновременно в двух планах - на субъектном уровне и на объектном уровне .

На объектном уровне образ дерева символизирует родителей ребенка или других значимых для него лиц. Дерево может как подавлять своими размерами, так и представлять собой защиту и укрытие. Ребенок может прятаться под ветвями дерева, с его верхушки он может оглядеть панораму ландшафта, его плодами ребенок может питаться, в его ветвях он может играть, построить в них для себя жилище и многое, многое другое.

На субъектном уровне дерево может отражать представление ребенка о том, каким ему хотелось бы быть: большим, сильным, могущественным. Здесь важны все детали: представляет ли ребенок вечнозеленое дерево или это лиственное дерево, стоит ли дерево одиноко или окруженное другими деревьями, здорово ли дерево, не опали ли его листья, или же оно засыхает, либо уже засохло.

В ходе сеанса у ребенка могут сложиться определенные отношения с его деревом. Возникающие у ребенка образы характеризуют актуальную для него бессознательную проблематику.

Мотив три дерева

Этот мотив можно рассматривать как хороший проективный тест внутрисемейных взаимоотношений. Детский психотерапевт Эдда Клессманн, рекомендует сначала предложить ребенку нарисовать на одном горизонтально расположенном листе бумаги три любых дерева и сравнить их затем с близкими ребенку людьми - членами его семьи. В случае отягощенности рисунка конфликтной символикой Э. Клессманн предлагает ребенку вновь представить нарисованные им деревья в ходе сеанса символдрамы и установить с ними какие то отношения. Зачастую это удается легче, чем образное представление родителей в реальном или даже в символическом виде в образе животных. Ребенок, в основном, без труда и особых комментариев понимает свою роль в созданном им динамическом поле и может самостоятельно найти какую-то возможность разрешения или преодоления сложившейся конфликтной ситуации, как это показывает приводимый далее пример “кататимной семейной психотерапии ”.

Мотив семья животных

Гюнтер Хорн отмечает, что этот мотив возникает у детей часто спонтанно. Это связано с тем, что дети, с одной стороны, еще более тесно связаны с родительской семьей, чем взрослые, а с другой стороны, у них еще не полностью сформировалось сильное и зрелое Я , чтобы они были в состоянии непосредственно противостоять в образах своим родителям, братьям и сестрам. Представление семьи животных дается ребенку в целом даже легче, чем представление отдельного животного, так как в последнем случае он в большей степени подвержен отягощенной конфликтами конфронтации между внутренними структурами Я и Ты .

Сначала ребенок наблюдает семью животных - часто с некоторого придающего уверенность отдаления. Очень часто в образах таким образом проявляется стремление ребенка к защищенности, ощущению безопасности, укрытости.

Происходящее в семье животных отражает в символической форме события в собственной семье ребенка и связанные с ними желания. Иногда ребенок может быть настолько эмоционально захвачен происходящим, что сам становится в образах членом семьи животных , как показывает приводимый пример.

Техника проведения психотерапии.

Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в другой комнате, а не в той, где проводится игровая психотерапия.

Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено, шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это может вызвать у ребенка тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода ребенка, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство. Обстановка должна казаться ребенку вполне нормальной.

Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной установке психотерапевта. Она характеризуется тем, что требует от психотерапевта

1) большей активности, жизненности и бодрости чувств;

2) полного доброжелательности и радости отношения к ребенку, которое он очень хорошо чувствует;

3) готовности и способности воспринимать позитивные чувства, которые может вызывать в психотерапевте ребенок;

4) психотерапевт ведет себя так, как будто он уже хорошо знает ребенка, но долго не видел его и поэтому теперь очень рад его приходу.

Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет) , предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать “на растерзание” психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа.

В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.

Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование . Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную “игру полета фантазии с закрытыми глазами”. Обычно ребенок отвечает: “Нет”. Таким образом у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы.

В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может спросить, не хочет ли ребенок пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы. Как правило, в этом возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты.

Каждый сеанс символдрамы начинается с короткой предварительной беседы , длящейся от 5 до 15 минут . В ходе этой беседы необходимо прежде всего обсудить актуальное состояние ребенка, его самочувствие и реальную ситуацию. Можно спросить о том, что происходит в школе (оценки, задания) или дома (например, если кто нибудь заболел, приехали гости и т. п.)

Проведение психотерапии.

Серёжа , 11 лет, единственный ребенок в семье, сильно привязан к матери. Родители обратились с жалобами на его неуравновешенность и повышенную подверженность страхам. Он постоянно “цеплялся за мамину юбку” и из за своей сверхчувствительности не мог установить нормальные отношения со сверстниками.

В образе дерева у него явно отразилось стремление к матери, желание найти у нее защиту. Ветви спускаются вниз до самой земли так, что под ними можно спрятаться. О дереве Серёжа говорит в восторженно-благоговейных словах, что позволяет предположить, что, помимо стремления найти у дерева защиту и покровительство , оно символизирует для него также и эдипальные желания по отношению к матери.

Серёжа представляет себя стоящим внизу под ветвями дерева и говорит, что только отсюда можно увидеть, какая жизнь происходит в кроне дерева: птицы свили себе гнезда, бабочки порхают между веток, пчелы собирают пыльцу и т. д. К дереву приходят козы и коровы, которые обглодали внизу не только листья, но и кору, отчего на стволе дерева образовались раны. “Дереву от этого больно.” Приходит крестьянин и прогоняет животных. Овцы и коровы, очевидно, символизируют оральную зависимость и инфантильные желания симбиоза с матерью. Ребенок на уровне образного сознания понимает, что затянувшаяся оральная зависимость доставляет страдания матери. Крестьянин, символ интроецированной фигуры отца , помогает преодолеть оральные и эдипальные побуждения.

На вопрос: “Что можно было бы сделать, чтобы спасти дерево от коз и коров?” - Серёжа говорит, что лучше всего было бы переставить дерево куда-нибудь, где никого нет, где было бы красиво и где ему никто ничего плохого не сделает (идентификация с образом матери, нарциссические установки). Но так как дерево пересадить нельзя, он строит, опять же при помощи крестьянина, вокруг дерева забор. Настроение в образе после этого изменилось, “...птицы успокоились, дерево тоже”.

Таким образом на символическом уровне ребенок нашел разрешение актуальной для него проблемы.

Эффективность метода

Символдрама детей и подростков имеет ряд преимуществ по сравнению с другими методами психотерапии. Гюнтер Хорн выделяет следующие преимущества метода символдрамы :

    Символдрама в определенном смысле закрывает пробел между игровой и разговорной психотерапией детей и подростков, компенсируя их недостатки и эффективно используя их преимущества

    Символдрама позволяет ребенку разобраться со своими конфликтами и проблемами на символическом уровне . Тем самым можно обойтись без интеллектуального разбора собственных проблем, к которому ребенок может быть еще не готов.

3. Пожалуй, нет другого метода психотерапии детей и подростков, который столь же оптимально учитывал бы нарциссические переживания ребенка, огромную важность которых для процесса психотерапии показали последние исследования Х. Когута и О. Кернберга. Дети с психическими нарушениями часто испытывают нарциссическое страдание, когда при столь важном для них сравнении их ловкости и умений с достижениями других детей и взрослых они оказываются несостоятельными. В игровой терапии, тоже очень важной в этом возрасте форме психотерапии, терапевт постоянно сталкивается с вопросом: что делать, если ребенок не умеет проигрывать? Либо он должен почти в каждой соревновательной игре сверх всякой меры разочаровывать ребенка его поражением, либо он дает ребенку возможность победить и тем самым испытывает конфликт из-за собственного неестественного, фальшивого поведения. Эта проблема разрешается только в имагинативной психотерапии, в ходе которой ребенок может себе позволить представить на уровне фантазии нарциссически обусловленные переживания собственной “грандиозности”.

4. Благодаря особой пластичности метода символдрамы, с творческим использованием рисования, удается хорошо варьировать его применение, сочетая и дополняя им другие методы психотерапии. Символдрама может использоваться и как основная форма терапии, и в комбинации с другими формами, прежде всего с игровой психотерапией, что позволяет существенно динамизировать терапевтический процесс и сделать важные диагностические выводы о ходе лечения.

5. Символдрама может использоваться как в форме индивидуальной психотерапии, так и в форме психотерапии пар , когда психотерапевт одновременно работает с ребенком и одним из родителей. Хорошо себя зарекомендовала и семейная психотерапия по методу символдрамы.

6. Часто образы ребенка и особенно их отражение в рисунке в значительно большей мере раскрывают глаза родителям на процессы внутреннего развития и специфические проблемы их ребенка, чем другие формы беседы и убеждения.

Высокоэффективными оказались результаты психотерапии и в случае невротических нарушений школьной успеваемости и утомляемости, при психосоматических расстройствах (за исключением энуреза) и в случае чисто эмоциональных нарушений. Наименее эффективными оказались результаты лечения заикания и коррекции асоциального поведения. У половины детей с энурезом после прохождения психотерапии наблюдалось определенное улучшение их состояния, у других детей вновь возобновилось ночное недержание мочи.

Обобщая, можно сказать, что, по данным проведенного исследования, эффективность Кататимно-имагинативной психотерапии детей и подростков составляет около 85%. В случае энуреза позднее потребовалось проведение дополнительной гипнотической терапии. При заикании вопрос о целесообразности символдрамы проблематичен. Для детей со склонностью к асоциальному поведению символдрама в изолированном виде противопоказана.

Исследование Х. Шэфера выявило еще одну статистическую закономерность. В ходе Кататимно-имагинативной психотерапии с детьми и подростками между примерно 8 и 15 сеансом наблюдается сопротивление против психотерапии, а между 14 и 16 сеансами нередко происходят какие-то неприятные случаи или легкие соматические заболевания (не считая опоздания и пропуски сеансов психотерапии, в 3 4% случаев происходили ожоги, растяжение связок, появлялись ссадины на лице, был выбит зуб). Данный феномен можно объяснить сильными тенденциями зависимости ребенка от родителей, которые стремятся помешать процессам психологического отделения и становления самостоятельности ребенка, которым способствует психотерапия. На это следует обратить особое внимание и провести соответствующие беседы с родителями, объясняя им происходящие с ребенком процессы.

Список литературы

1. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., “Эйдос”, 1996.

2. Лёйнер Х. Основы глубинно-психологической символики. // Журнал практического психолога, 1996, ? 3, 4.

3. Обухов Я.Л. Детская агрессивность и проблемы анального характера в концепции Анны Фрейд. // Российский психоаналитический вестник, 1993-1994, ? 3-4.

4. Русских, Н.И. Интенсивная психотерапия острого ипохондрического невроза (использование метода символдрамы по Х. Лёйнеру). // Журнал практического психолога, 1996, ? 5.

5. Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитической психологии К. Юнга. М., ММПП “Эси”, 1994.

6. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. М., “Педагогика-Пресс”, 1993.

7. Фрейд З. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М., “Медицина”, 1991.

8. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. М., 1989.

9. Фрейд З. Я и Оно. // Фрейд З. Избранное. М., Внешторгиздат, 1989.

10.Юнг К. Психологические типы. М., 1923.

11.Юнг К. Психология бессознательного. // Собрание сочинений. М., “Канон”, 1994.

12.Обухов Я.Л./ Психотерапия детей и подростков. Символдрама. М. 1999г.

* Понятие “кататимный” ввел в немецкоязычную психиатрическую литературу H.W. Maier в 1912 г. для обозначения зависимости от эмоций и аффектов.

Понятие “имагинативный” происходит от латинского слова “имаго” - “образ”.

* Эта особенность КПО эффективно используется в ряде случаев, когда “пробуксовывает” классический психоанализ, что позволяет считать символдраму прикладным методом современного психоанализа.

*При этом вопрос должен быть выражен в открытой форме - не “где стоит ” или “где растет цветок?”, что уже предполагает некоторое внушение, а “где находится цветок?”

Реферат >> Психология

Сердце. Психотерапия по методу символдрамы открывает новые возможности психотерапевтического... использования сказки. Символдрама , известная также как... в себе элементы сказкотерапии и символдрамы , получившая название "Кататимный поход...


Я.Л. Обухов: Мотивы "Меч" и "Сосуд"

Мотивы «Меч » и «Сосуд »

Я.Л. Обухов

Предлагаемая статья посвящена анализу опыта использования в психотерапии по методу символдрамы мотивов «Меч » и «Сосуд ».

Символдрама, известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия и Кататимное переживание образов, - это метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который оказался клинически высоко эффективным при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером (08.01.1919-22.06.1996). Появлению символдрамы как самостоятельного направления в психотерапии предшествовала длительная экспериментальная работа, проводимая Х. Лёйнером на базе психиатрической клиники Марбургского университета в конце сороковых - начале пятидесятых годов ХХ века. Основу метода символдрамы составляет свободное фантазирование в форме образов, «внутренних картин» на заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Процедура терапевтической сессии при применении метода, следующая. Лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в удобном кресле пациента вводят в состояние расслабления. Как правило, бывает достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия, расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости последовательно в различных участках тела. После достижения пациентом состояния расслабления ему предлагается представить образ на заданную психотерапевтом тему. Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией лечения. Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные промежутки времени при помощи комментариев типа «угу» и «да», повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит за ходом развития образов пациента. Длительность представления образов зависит от возраста пациента и характера представляемого мотива, составляя в среднем около 20 минут. Курс психотерапии состоит в среднем из 8 - 30 сеансов. В то же время символдрама может использоваться и в рамках более длительного курса психотерапии, прекрасно сочетаясь с другими направлениями психотерапии: классическим и современным психоанализом, юнгианским анализом, индивидуальной психологией по А.Адлеру, экзистенциальной психотерапией и др. Психотерапия по методу символдрамы проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей.

Х. Лёйнер считал, что «сексуальные проблемы и отношения с партнёром естественно проецируются уже в кататимной панораме основной ступени символдрамы. Тем не менее, имеет смысл узнать при помощи прямого «обращения к бессознательному», какие конфликты и комплексы есть у пациента в его интимных отношениях» (Leuner H., 1994, с. 173). Таким прямым «вопросом к нашему бессознательному» служат специально разработанные мотивы для представления образов.

Мотивы «Меч » и «Сосуд » впервые предложил французский психотерапевт, известный своими пионерскими исследованиями воображения, создатель метода направленного фантазирования , Робер Дезуаль (Robert Desoille) в тридцатые годы XX века. Женщине Р. Дезуаль предлагал представить , а мужчине . То, какой представляет женщина, отражает, по мнению Р. Дезуаля, ее отношение к себе как женщине, к своему женскому началу. То, какой представляет мужчина, отражает его представление о своей мужественности. Например, необыкновенно длинный меч двухметровой длины, который возможно поднять только двумя руками, может говорить об «инфляции» мужественности, о комплексе Приапа (Уайли Дж., 1996); это типичный мачо , считающий, что все вокруг должны им восторгаться. Напротив, слишком короткий меч может указывать на закомплексованность и ощущение собственной неполноценности. «Я предлагаю этот образ мужчине и прошу его сказать, что он представляет. На символическом языке это эквивалент вопросу: «Что вы думаете о себе как о мужчине в широком смысле?» Один может визуализировать подходящее оружие, другой увидит церемониальный меч, тогда как третий нарисует лезвие без ручки. Еще один может вообразить длинное тонкое лезвие с ручками на каждом конце, делающее его бесполезным в качестве оружия. И как последний пример, представляющий край диапазона возможных ответов, пациент может представить только фотографию меча» (Дезуаль Р., 1996).

Рис. 1. Рисунки к мотиву «Меч ». Меч - это фаллический символ, мужчина носит его около своих гениталий и «обнажает», когда хочет продемонстрировать свою мужественность.

Рис. 2. Приап изображался с огромным фаллосом, настолько большим, что им невозможно воспользоваться.

Р. Дезуаль предлагал своим пациентам представить себя вместе с воображаемым или у подножия горы и подняться на эту гору. Р. Дезуаль считал, что резкий воображаемый подъём или резкий воображаемый спуск вводят человека в изменённое состояние сознания, соответствующее духовному подъёму: «Через эту операцию мы обнаруживаем, что, хотя восхождение часто трудно в начале, на последующих сессиях оно приносит образы, которые становятся все более светлыми и которые выражают ощущение покоя, безмятежности и радости, а по действию - открытые и щедрые чувства. ... Одни пациенты воображают, что поднимаются быстро, другие это делают со значительными усилиями, путь им может видеться блокированным непреодолимыми помехами, такими, как нависающие утесы, которые мешают любому продвижению. В последнем случае психолог должен постоянно поддерживать усилия пациента и ни при каких обстоятельствах не давать ему почувствовать себя брошенным и незащищенным. Однако было бы неверным настаивать на слишком больших усилиях. В связи с этим не нужно перегружать выносливость пациента. По этой же причине направленное воображение не должно длиться дольше одного часа и в любом случае его следует довести до конца на утверждающей ноте. Следовательно, в каждом конкретном случае, мы должны почувствовать удовлетворение, если успешно довели субъекта до вершины, где он получил отдых, наслаждался видом и позволял себе чувствовать глубокое удовлетворение» (Дезуаль Р., 1996).

В ходе воображаемого подъёма и могут изменяться и преобразовываться, что соответствует духовному росту и восхождению. Может измениться и содержимое . На вершине горы психотерапевт предлагает пациенту заглянуть в и увидеть там, как в сказке про волшебное зеркальце , «всё, что было в Вашей жизни; всё, что происходит сейчас; всё, что будет в Вашей жизни; а также то, чему пока не суждено сбыться» . Иногда пациент не останавливается в своём воображаемом подъёме на вершине горы, а продолжает подниматься дальше как бы по светящейся лестнице вверх. «После напоминания о том, что во сне все возможно, мы предлагаем ему вообразить дорожку облаков, поднимающуюся в пространство от его местонахождения на вершине горы. Затем просим его продолжить подъем. В этот момент важно постоянно удерживать внимание на чувствах пациента и преодолевать его желание сдержать подъем. Есть некоторые внушения, помогающие в этой задаче. Например, мы можем сказать пациенту: «Представьте, что кто-то идет впереди и ведет вас за руку». Этот образ может вызвать образ любимого человека, просто помогающей руки или ангела (даже неверующие часто представляют ангелов). Мы продолжаем, поддерживая постоянные усилия, пока субъект не достигнет естественного места отдыха. Теперь просим его взять меч (сосуд в случае женщин) и посмотреть, как он изменился. Если изменения произошли, они чаще всего являются примерами улучшения и всегда связаны с действительно полезным развитием пациента. Для некоторых пациентов мы даже расширяем этот первый опыт, предлагая им представить луч света, бьющий по мечу (или сосуду) и посмотреть, что произойдет. ... Терапевт может пойти еще дальше, предложив пациенту поднять сосуд к небесам как подношение или посмотреть, чем он наполнен. Любые изменения в образе важны. Они служат индикаторами того, как субъект приспосабливается к технике направленного фантазирования, а также позволяют оценить то, что называется способностью субъекта к «сублимации» (я предпочитаю термин «социализация инстинктов»)» (Дезуаль Р., 1996).

При работе с мотивом «Сосуд » после подъёма в гору и описания происшедших изменений пациентке можно предложить перенестись в своём воображении к себе домой и найти там подходящее место для . Можно спросить пациентку, чем бы ей хотелось заполнить здесь . Это не обязательно должно быть что-то материальное: например, можно заполнить любовью, гармонией, красотой, спокойствием, согласием, радостью, здоровьем. Предложение перенестись вместе с к себе домой и найти для него в доме подходящее место помогает связать опыт, полученный в ходе психотерапии, с повседневной жизнью, с ситуациями в личной жизни пациентки, в её семье и на работе. Если сосуд помещается на кухню (в таких случаях это часто «пузатый» , открытый, заполненный молоком, сметанной, чем-то съедобным), то это может говорить о преобладании материнских потребностей пациентки. Если размещается в спальне (в таких случаях это часто изящной формы, часто закрытый, заполненный эликсиром, духами, вином, чем-то нематериальным), то это может говорить о преобладании женственности, стремлении давать и вызывать восторг и восхищение. Иногда пациентки представляют сразу два - один «пузатый» и открытый, другой изящной формы и закрытый (см. Рис. 3 ). Это говорит о том, что в каждой женщине есть и материнские потребности, и потребность в реализации своей женственности.

Рис. 3. Два сосуда: слева закрытый сосуд изящной формы, справа открытый «пузатый» сосуд; это говорит о том, что в каждой женщине есть и материнские потребности, и потребность в реализации своей женственности.

В аналитической психологии К.Г. Юнга рассматривается как символ архетипа Анимуса , а - как символ архетипов Анимы и Великой Матери . К.Г. Юнг считал, что архетипы уходят своими корнями глубоко в первобытно-общинное прошлое человечества, в родовое общество. Важнейшие символы, определяющие коллективное бессознательное человечества, - это символы матриархата. До сих пор ритуальные одежды, в которых выполняют культовые действия шаманы, в которых совершаются богослужения у представителей всех мировых религий - иудаизма, христианства, ислама, индуизма, буддизма - это женские одежды, что свидетельствует о центральной роли матриархальных культов в истории человечества. Верховное Божественное начало, которому поклоняются более миллиарда мусульман во всем мире - Аллах - это мужская форма от древней богини, которой поклонялись в Малой Азии - Алла. Священная для иудеев и христиан книга - Тора или Ветхий Завет Библии - начинается со слов: «земля же была пустынна» и «Дух Б-жий носился над водами». На древне-еврейском языке Дух Б-жий - это Руах , верховное женское Б-жественное начало. Если в русском языке «дух» мужского рода, то на иврите - женского. Б-жественное присутствие в мире в иудаизме называется шехина , благодаря которой возможно непосредственное общение человека с Б-гом, - это тоже женское начало.

Главная суть архетипа Великой Матери , по К.Г. Юнгу, - это способность содержать в себе , что и выражает . В психотерапии по методу символдрамы для проработки этой темы используется специальное диагностическое упражнение «Сосуд ». Как уже говорилось, то, как мотив «Сосуд » представляет женщина, отражает ее отношение к себе как к женщине, к своей женственности. То, что представляет мужчина, отражает его Аниму . Мотив «Сосуд » задается так:

«Представьте себе какой-нибудь сосуд... Любой сосуд, который Вы когда-нибудь видели или который рисует Вам Ваше воображение... Или любой другой образ... Все, что Вы представите, хорошо... Попробуйте в своем воображении дотронуться до сосуда... Проведите по нему рукой... Какой он на ощупь? Постучите по нему... Как Вам кажется, из какого материала он сделан? Есть ли на сосуде какие-то линии, рисунки или узоры? Загляните в сосуд... Какой запах Вы чувствуете? Возьмите сосуд в руки... Сколько он весит? Попробуйте прижать сосуд к груди... Какую энергию Вы ощущаете? Что Вам хочется сделать с сосудом? »

Подробно символику сосуда разбирает ученик и последователь К.Г. Юнга Эрих Нойман, который в своем фундаментальном труде «Великая Мать» (Neumann E., 1988) на материале анализа огромного ряда произведений культуры, начиная с верхнего палеолита и до современности, наполняет абстрактные теоретические положения К.Г. Юнга конкретным содержанием. По Э. Нойману, различные части сосуда символически связаны с тем, как в нашем коллективном бессознательном представлены различные части тела и отношение к миру (см. Схему 1 ).

Схема 1. Архетипическая карта коллективного бессознательного:
сосуд как символическое отражение архетипа Великой матери (
Neumann E ., 1988).

Например, основание сосуда может символизировать, по К.Г. Юнгу и Э. Нойману, на уровне связи с внешним окружающим миром отношение к преисподней, бездне, аду, пропасти, темноте, пещере, глубинам моря . Это может быть также связь со своими корнями . На уровне отношения к своему телу и внутреннему миру основание сосуда может символизировать лоно и органы таза . Например, трещины и дефекты в основании сосуда могут символизировать гинекологические проблемы. Середина сосуда может символизировать на уровне связи с внешним миром окружающие нас город, селение, дом, стены, забор, ворота ; на уровне внутренних переживаний - потребность в комфорте, уюте, защищённости , на уровне тела - живот . Горлышко сосуда может символизировать рот, дыхание, Логос, потребность в общении (см. Рис. 4 ).

Рис. 4. Сосуд слева характерен для человека, испытывающего потребность в уюте и комфорте, а сосуд справа свойственен человеку, для которого комфорт не имеет особого значения, но важно общение с другими людьми.

Материал, из которого сделан сосуд, может отражать особенности характера человека. Например, при преобладании депрессивных черт сосуд чаще всего бывает сделан из глины или дерева, а шизоиды чаще всего представляют себе сосуд из камня, металла, стекла или хрусталя. При истерической акцентуации личности часто представляется пластмассовые или фарфоровые сосуды.

Рис. 5. Серебряный кубок с вином и глиняная крынка с молоком.

То, чем и насколько заполнен сосуд, тоже может иметь диагностическое значение. Когда сосуд представляется заполненным "до краёв", это можно проинтерпретировать как то, что сердце человека заполнено любовью. Соответственно, когда в сосуде ничего нет, это можно проинтерпретировать как то, что человек готов влюбиться ("Сердце жаждало любви, она влюбилась"). Желание вылить старое содержимое и сполоснуть сосуд - это желание внутреннего и внешнего очищения.

Рис. 6. На рисунках ручки сосуда часто по форме напоминают «орган, которым любят женщины» - уши. Не случайно говорят, что мужчины любят глазами, а женщины ушами.

Если у сосуда есть ручка или несколько ручек, то это символизирует потребность: "возьмите меня". Причём, если ручка находится справа (а правая сторона в нашей культуре обычно символизирует интеллект), то человеку больше нравятся умные люди, которые говорят умные слова. У кого ручка слева, т.е. с эмоциональной стороны, те предпочитают добрых и эмоционально тёплых людей. Если же ручки и справа, и слева, то такая женщина хотела бы, чтобы её "взял" мужчина и умный, и добрый (см. Рис. 6 ). Если ручек вообще нет, то это может означать, что в данный момент женщина хочет, чтобы её никто не трогал, и оставили в покое.

Рис. 7. Сосуды с носиками, направленными в левую сторону символизируют потребность давать тепло, ласку, нежность, заботу.

Специально прорисованный носик сосуда может символизировать потребность давать . Если носик направлен в левую сторону, то это может отражать потребность давать тепло, ласку, нежность, заботу (сосуд слева на Рис. 4 , сосуды на Рис. 7 ); носик, направленный в правую сторону может символизировать потребность учить, давать знания.

Рис. 8. Разукрашенный сосуд соответствует желанию украсить своё тело, «накраситься».

Часто воображаемый сосуд украшен орнаментом или рисунками. Это может соответствовать желанию украсить себя, своё тело, например, когда некоторые женщины не могут выйти из дома на улицу, «не накрасившись» (см. Рис. 8 и 9 ).

Рис. 9. Пациентка украсила свой сосуд изображением «мужчин с рогами» подобно тому, как во время войны на истребителях рисовали звёзды, соответствующие количеству сбитых самолётов противника.

К.Г. Юнг считал, что архетип Великой Матери представлен в нашем коллективном бессознательном двумя составляющими - материнства и женственности . Э. Нойман условно обозначает их на графической схеме (см. Схему 2 ) как две оси координат в пространстве архетипа Великой Матери с соответственно четырьмя полюсами: «хорошая мать » - Деметра, Изида, Богоматерь (М+ ); «ужасная мать » - старая ведьма, Баба Яга, индуистская богиня Кали, пожирающая своих детей (М - ); положительная Анима - добрая юная фея, древнегреческие музы, непорочная Св. Дева Мария (А+ ); отрицательная Анима - «роковая женщина», молодая ведьма, Шамаханская царица, Астарта, богиня ночи Лилит, Цирцея (А - ). Содержимое сосуда может быть соотнесено с перечисленными полюсами архетипа Великой Матери в нашем коллективном бессознательном. Для полюса М+ сосуда молоком , сметаной , зерном , землей , жидкостями, дающими жизнь и питание ; для полюса А+ наиболее характерно заполнение сосуда эликсиром , духами , вином , жидкостями, вызывающими восторг и вдохновение , в воду хочется поставить цветы ; для полюса М - наиболее характерно заполнение сосуда ядом и отравой , жидкостями, несущими смерть ; для полюса А - наиболее характерно заполнение сосуда наркотиками и крепким алкоголем в больших количествах , жидкостями, вызывающими экстаз безумия .

Схема 2. Динамика архетипа Великой матери (Neumann E ., 1988).

Конечно же, всё это только возможные предположения. Разобраться в своих символах пациенту может помочь только прохождение своего индивидуального психоанализа.

Литература

1. Дезуаль Р. Направленное фантазирование / Пер. с англ. Л.Хегая по Psychosynthesis Research Foundation Issue No. 18, 1966. Впервые опубликовано в: The Bulletin of La Societe de Recherches Psychotherapiques de la Langue Francaise, vol.Ill, No.2, May 1965, pp. 27-42. В: К.Г.Юнг и современный психоанализ. Хрестоматия по глубинной психологии. Выпуск 1. - М.: ЧеРо, 1996, с. 115-153.

2. ЛёйнерХ. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л.Обухова. М.: "Эйдос" 1996

3. ЛёйнерХ. Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, №3, 4

4. Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ. Харьков: «Регион-информ», 1999. - 251 с.

5. Уайли Дж. В поисках фаллоса: Приап и Инфляция Мужского. 1996

6. Leuner H. Lehrbuch des Katathymen Bilderleben, Huber, Bern 3. Aufl. 1994

7. Neumann E. Die Grosse Mutter. Eine Phänomenologie der weiblichen Gestaltungen des Unbewussten. 8. Aufl. Walter-Verlag Olten und Freiburg im Breisgau. 1988

Обухов Яков Леонидович - психолог, к.п.н., психотерапевт (Европейский Сертификат Психотерапевта № 0084ECPgpRU), вице-президент Профессиональной Психотерапевтической Лиги (ППЛ), президент Межрегиональной общественной организации содействия развитию символдрамы (МОО СРС), член правления Международного общества Кататимного переживания образов и имагинативных методов в психотерапии и психологии (МОКПО).

Х. Лёйнер создал психотерапию по методу символдрамы на несколько лет позже - в конце сороковых - начале пятидесятых годов XX века независимо от Р. Дезуаля. О книгах и статьях Р. Дезуаля Х. Лёйнер узнал тогда, когда метод символдрамы уже был создан.

В античной мифологии итифаллическое божество производительных сил природы (изначально собственно фаллос). Место происхождения культа Приапа неизвестно. В классическую эпоху культ Приапа распространился по всей Греции и Италии. Постепенно Приап стал считаться богом чувственных наслаждений и сладострастия, покровителем рыбаков и матросов, проституток, развратников и евнухов, сводником и кутилой. Приапа традиционно изображали с огромными гениталиями, иногда в виде осла.

МАЧО (исп. macho - особь мужского пола) - в переносном смысле «настоящий мужчина», «покоритель женских сердец», для которого характерно прежде всего самолюбование.

2. 3. 7. 6. Наблюдение опушки леса Цель этого мотива - вызвать представление образа значимого лица или символического существа, воплощающих бессознательные страхи или проблемы. задание мотива опушки леса направлено на ожидание существа, которое выйдет из темноты леса на опушку.

Лес символизирует бессознательное. Это темная область на земле, которую нельзя увидеть насквозь, в которой может скрываться все или ничего. В лесу свободно и безмятежно живут дикие звери. Из сказок мы также знаем, что лес населяют злые и добрые существа, такие как гномы, великаны, феи, разбойники или даже злые ведьмы. Нередко пациенты боятся входить в лес, вселяющих в них какой - то неопределенный страх, или вообще слишком близко приближаться к нему. Если сравнить мотив леса с другими мотивами, символизирующими бессознательное, как, например, с морем, пещерой и отверстием на болоте, то опушка леса отличается как раз тем, что здесь не спускаются в глубину. В мотиве опушки леса не затрагиваются области, лежащие ниже поверхности земли. В этом мотиве прорабатываются не очень глубокие области бессознательного, которые в образе символически находятся непосредственно на земле, т. е. поблизости от сознания. В работе со взрослыми пациентами не рекомендуется входить в лес. Пациента просят остановиться на некотором расстоянии от леса, оставаясь тем самым в пограничной области и избегая вызывать страх и сопротивление. На опушку из темноты леса должны приходить символические образы, как бы выходя из бессознательного на свет сознания.

В отличие от работы со взрослыми пациентами, у детей символ леса еще относительно многогранен. С одной стороны, он символизирует бессознательное, что - то сокровенное и таинственное. Из леса может выйти образ, символизирующий вытесненный бессознательный материал. С другой стороны, дети относятся к образу леса как к чему - то прячущему, скрывающему, спасающему, дающему защиту. На лугу же они, напротив, могут чувствовать себя как бы выставленными на растерзание". Дети могут испытывать поэтому желание спрятаться в лесу, который выступает для них в этом случае в аспекте материнского начала.

После того, как пациент представит себе и опишет сидящему рядом психотерапевту луг или опушку леса, его просят подойти поближе к краю леса и остановиться на расстоянии 10 - 20 мот него. Пациента просят вглядеться в темноту леса. При этом пациенту говорят: "Вполне вероятно, из леса выйдет какое - то существо, животное или человек".

Возможно, пациенту придется терпеливо подождать, прежде чем из леса кто - нибудь выйдет. Не исключено, что на протяжении всего сеанса или даже нескольких сеансов из леса вообще никто не выйдет. Это может говорить о мощной защите и сопротивлении со стороны Сверх - Я . Может быть, сначала пациент увидит только что - то неопределенное или призрачное. Если ему станет страшно, то поблизости следовало бы найти куст или что - то подобное, за которыми пациент мог бы спрятаться. Вызывая образ выходящего из леса существа, пациент получает возможность стимулировать развитие бессознательного материала в форме символических образов, которые свободно поднимаются и развертываются из его бессознательного. Из леса могут выйти обычные звери, такие как белка, заяц, лиса, маленькая мышка или крот. Тем не менее, эти животные имеют символическое значение, воплощая актуальные для пациента проблемы, страхи, объектные отношения. У молоденьких девушек часто появляется пугливая косуля, у мужчин - олень, лось или больший медведь. Но появляются также и человеческие фигуры: охотник с большим ружьем, опустившийся бродяга или несколько бродяг, старушка, собирающая ягоды, ведьма и многое другое. Для более младших детей характерно появление из леса сказочных персонажей. В этом случае имеет смысл продолжать психотерапию "на уровне сказки". Однако в более старшем возрасте подобные инфантильно - регрес - сивные черты считаются уже защитой от реальности и склонностью к иллюзорному осуществлению желаний. <. .=""> При интерпретации появляющихся из леса символических существ необходимо учитывать два дополняющих друг друга аспекта. С одной стороны, образ можно рассматривать в контексте объектных отношений, т. е. как символическое воплощение близких людей, оказавших особо важное влияние на пациента. В условиях невроза определенные объекты могут оказаться недооцененными, непризнанными или появиться в образе в искаженной форме, т. е. так, как они эмоционально переживались ребенком. Если же из леса появляются Реальные образы, например, отец, учитель и т. д. , то интерпретация заметно облегчается.

С другой стороны, образ можно рассматривать с позиции субъекта, т. е. как воплощение бессознательных Установок и тенденций поведения, как отражение аффективных и инстинктивных желаний пациента, которые он как бы отщепляет от своего реального поведения. Часто пациенты как бы воплощают тем самым кусочек "непрожитой жизни".

Символическое значение появляющегося из темноты леса существа можно рассматривать в контексте психической структуры, которую К.

Г. Юнг называл "тенью". "Тень" занимает промежуточное положение между сознанием и верхними, наиболее поверхностными слоями бессознательного, включая в себя обычно непривлекательные, негативные стороны психики .

Цель психотерапии заключается в этом случае в том, чтобы довести до сознания эти отщепленные и вытесненные пациентом тенденции путем выведения из леса на луг символизирующих их существ. Вступая с ними в контакт, пациент принимает и признает их. Он описывает их, приближается к ним, позднее, возможно, даже дотрагивается и гладит их. Однако часто пациенты вначале к этому не готовы. Появляющееся из темноты леса символическое существо часто настроено враждебно по отношению к пациенту или, по меньшей мере, недружелюбно. Лев, например, может, выйдя из леса, раскрыть пасть, или змея, высунув жало, может надвигаться на пациента. Враждебные человеческие образы со свирепым взглядом, как, например, ведьма, охотник или кто - то другой, также могут завладеть сценой. В одном из образов на луг выбежал огромный великан с ножом и стал гоняться за пациентом. Или же, наоборот, само существо боится приблизиться к пациенту, например, пугливая косуля, ежик или птичка.

Учитывая, что появляющиеся образы символически выражают отщепленные тенденции побуждений и желаний, т е. некоторые внутренние комплексы, которые, как правило, находятся в конфликте друг с другом и с личностью в целом, обуславливая тем сам враждебность или страх, которое проявляет по отношению к пациенту появляющееся из леса существо, следует избегать бегства от этого существа или враждебных действий против него. Целью психотерапии должна быть постепенная интеграция изолированных, оторванных, находящихся в конфликте комплексов в целостную личность.

В некоторых случаях пациенты склонны стремительно нападать на враждебное символическое существо. Эта тенденция отражает склонность к аутоагрессии. когда агрессия направляется против самого пациента, точнее против затрагиваемой при этом части его личности. Такое подавление собственных напирающих импульсов при помощи аутоагрессии пациент уже достаточно долго вырабатывал в своем невротическом поведении.

Психотерапевт оказывается в сложной ситуации. В наихудшем случае он может посоветовать пациенту убежать от вызывающего страх существа. С психотерапевтической точки зрения этот совет явно не самое лучшее, если принять во внимание, что эти образы символически представляют определенную часть личности пациента, его проблемы, и, убегая от них, пациент как бы остается с теми же самыми неразрешенными проблемами. Для конструктивного разрешения создавшейся ситуации Х. Лёйнер предлагает использовать режиссерский принцип активного ведения сновидения наяву, который он называет принципом кормления, перекармливания, нежного поглаживания, объятия и примирения. Интеграция конфликтного материала в целостную личность происходит по аналогии с действиями укротителя, приручающего диких животных. Как известно, агрессивное противодействие и избиение животных не приводит к их приручению. Укротитель пытается расположить и привязать к себе животных путем кормления и нежного обращения.

Принцип кормления появляющегося в образе символического существа - это, по сути, удовлетворение Фрустрированной оральной потребности той внутренней психической структуры личности, которую представляет символическое существо. В техническом плане психотерапевт предлагает пациенту покормить вышедшее на опушку леса существо, говоря: "Мне кажется. Вам сейчас не стоит делать этому животному (человеку и т. п.) что - то плохое. Мне кажется, что это животное просто очень голодное и его нужно как следует покормить". После этого психотерапевт либо предлагает подходящую для данного существа пищу, либо, еще лучше, обсуждает с пациентом, что можно было бы лучше всего предложить животному. Например, змее можно предложить блюдце молока, а льву - большую миску свеженарезанного мяса. Психотерапевт продолжает далее примерно так: "Представьте себе, пожалуйста, что я приготовил (в случае, если пациент представил себе, например, льва) большую миску свежего мяса, которая теперь стоит рядом с Вами. Покидайте льву мясо, кусочек за кусочком, и внимательно понаблюдайте, станет ли он есть и как он будет реагировать дальше". При этом важно как можно больше накормить и даже перекормить символическое существо.

Как правило, символическое существо начинают брать пищу сначала неохотно, но иногда и с большой жадностью. Попробовав первые куски пищи, символическое существо начинает есть все более охотно. Психотерапевт должен так воздействовать на течение образов пациента, чтобы не просто "кормить" символическое существо, а, прежде всего, чтобы предложить ему избыток пищи, которой должно быть значительно больше, чем невротический пациент может представить себе в своей вызванной оральной фрустрацией зажатости. Важное значение имеет при этом момент наступления "пресыщения", когда животное "перекормят". Насколько это получается, зависит от характера предлагаемой пищи. Психотерапевту следует всякий раз подбирать именно ту пищу, которая подходит данному конкретному существу. Однако что делать, если, например, появляется злая ведьма, которая "питается" маленькими мальчиками? В этом случае ей можно предложить торт или другие кондитерские изделия. После того, как символическое существо становится по - настоящему сытым, оно, как правило, ложится отдохнуть. Его настроение и поведение коренным образом изменяется. Символическое существо перестает казаться пациенту опасным, становится приветливым и доброжелательным. Пациент может теперь приблизиться к нему, прикоснуться и погладить его. Возможно, здесь пациенту еще придется при помощи психотерапевта преодолеть остатки некоторого страха. В этом и заключается упомянутый выше режиссерский принцип нежного поглаживания, объятия и примирения.

Х. Лейнер. СИМВОЛДРАМА Кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. М., 1997.

Личное появление в ходе сеанса неприятных нам людей, а также проявление наших страхов и травм во плоти, всегда вызывает сопротивление. Поэтому символдрама учит работать с ними в образе символов, метафор. Так естественно работает физиологический сон, «показывая» нам переведённые на язык правого полушария события нашей жизни.
Однако, для того чтобы научиться глубокой релаксации и визуализации, необходимой для символдрамы, нужно начинать с малого. В предыдущей статье, посвящённой символдраме, мы говорили о том, что любой сеанс начинается с небольшой разминки — вхождения в образ луга. Но прежде чем приступить к полноценной визуализации, нужно проработать самый простой мотив — мотив «ЦВЕТОК». Не бойтесь экспериментировать, представить себе цветок в состоянии даже пациенты с тяжёлыми нарушениями.

Пошаговая инструкция визуализации «Цветок»

Представьте себе тот цвет, который в данный момент соответствует Вашему эмоциональному состоянию.
Представьте себе, как этот цвет начинает пульсировать, то сжимаясь, то увеличиваясь в размерах, высвобождая пространство для фона другого цвета.
Представьте себе цвет фона, на котором пульсирует и переливается первоначальный цвет. Какой он? В конце этого этапа у Вас уже есть предварительный размытый образ «цветка» на некоем фоне.
Пульсирующий цвет начинает менять очертания и приобретает форму — это и будет форма Вашего цветка. Обратите внимание на центр этого пульсирующего цветового сгустка — он должен иметь другой цвет. Какой он? От этого центра во все стороны разбегаются лучи, разделяя Ваш цветок на лепестки. В конце этапа у Вас уже появляется сформированный цветок, у которого есть сердцевина и лепестки.
Образ, созданный Вами, формируется дальше, он приобретает глубину, трёхмерность, так создаётся — чашечка. Загляните вглубь чашечки цветка. Что Вы там видите? Каков запах? Что чувствует Ваш нос?
Отойдите от цветка далеко-далеко, увидьте его маленьким, на придуманном Вами фоне. Как выглядит цветок издалека? На что он похож? Есть ли у него название?
Где растёт Ваш цветок? Есть ли у него стебель, листья, корни? В какой почве Вы его разместили? Цветок может вполне как бы «зависать в воздухе», будучи совершенно абстрактным и не иметь связи с почвой.
Что Вы видите рядом с цветком? Что его окружает? Есть ли вокруг него животные, насекомые, люди? Не угрожает ли что-нибудь цветку? Если да, то как Вы его защитите? Вы можете пересадить его в более безопасное место, можете окружить защитой в виде забора или садовой ограды…

Итак, любое препятствие, которое возникает в ходе визуализации, это проблема, вытащенная на поверхность из подсознания. Начинайте «работать» с препятствием и устранять его, пока Вы «там» — это будет иметь сильнейший терапевтический эффект «здесь».

Сеанс символдрамы всегда заканчивается так:

Вы с силой сжимаете и разжимаете кулаки и пальцы ног,
Делаете несколько энергичных движений руками и ногами,
Хлопаете в ладоши,
с силой зажмуриваетесь и широко раскрываете глаза.

В конце сеанса нарисуйте (подробно или схематично, но быстро!) тот цветок, который у Вас получился и отложите рисунок в сторону. Вы вернётесь к этому рисунку на следующем сеансе, через несколько дней, когда будете работать с цветком во второй раз. Оцените тогда своё предыдущее состояние и начинайте новый сеанс визуализации. Скорее всего Вы начнёте представлять себе уже совсем другой цветок. После окончания второго сеанса так же зарисуйте то, что у Вас получилось. А через несколько дней сравните рисунки. Вы должны увидеть положительную динамику.

Признаки нормы и отклонения от нормы в ходе визуализации «Цветок»

Отклонения от нормы:

Искусственные цветы, особенно ярких, вызывающих окрасок
Цветы из железа, стали, чёрные цветы и тому подобные фантастические сюжеты.
Цветы, вызывающие страх, отвращение и гадливость у самого же пациента.
Невозможность сосредоточиться на одном цветке, постоянное изменение его формы, быстрая смена образов нескольких цветов.
Быстрое увядание представленного цветка, опадание листьев и лепестков.
Цветок как бы висит в воздухе, не имея почвы.
У многих, кто работает с образом цветка, может возникнуть одна из распространённых проблем: сознание не в силах сконцентрироваться на одном цветке, образы постоянно сменяют друг друга. Тогда нужно мысленно дотронуться пальцем до выбранного цветка и начать тактильно его обследовать. Как правило, после этого фиксируется один выбранный образ.

Признаки нормы:

Яркие, естественных тонов, настоящие цветы, которыу легко узнаются — ромашка, роза, колокольчик ит.д. Признаком нормы и очень богатого воображения также считается цветок-гибрид, смесь двух настоящих цветов. Признаком нормы считается цветок, который вызывает радость у того, кто его воображает, находящийся в заполненном ландшафте, не зависающий в «пустоте».

После того, как у Вас, наконец, получится полноценная визуализация на тему «Цветок», Вы можете заметить, что некоторые проблемы, давившие на Вас подспудно, вышли наружу и перестали Вам досаждать.

Однако, Цветок — это всего лишь тренировка способности вашего воображения к визуализации. Настоящее решение проблем обусловлено столкновением Вас с самыми близкими Вам архетипическими сюжетами. Для кого-то это будет подъём на гору и панорама, открывающаяся с горы, для кого-то встреча с Существом на опушке леса, а для кого-то — обследование дома.

Цветок заменяет в символдраме традиционную медитацию на пламя свечи, которую, в отличие от символдрамы проводят в реальности и с открытыми глазами.

Если Вам трудно сосредоточиться, начните с этой классической медитации — медитируйте на свечу, и вскоре из её пламени к Вам будут приходить образы. А первым из них, вероятней всего, окажется образ цветка.

Запомните, без развитого навыка визуализации, любая практика позитивного мышления остаётся словами, написанными на бумаге.