Как узнать беса в человеке: первые признаки. Между другом и врагом. Беседа с игуменом Нектарием (Морозовым) об ангелах и демонах Отец василий: «однажды дух немоты перешел на меня»

05.01.2024

Как правило, мало кто из людей верит в магию. Но, когда человек насмотрится ужастиков о дьяволах, сатане и прочей нечисти, то он начинает задумываться о мистике очень серьёзно.

Сейчас всё чаще и чаще на экранах телевизорах показывают документальные фильмы о магии. Например, о куклах вуду, чаки, о приворотах, обрядах или о гаданиях. О том, что существует потусторонний мир. Это доказывает и шоу «Битва экстрасенсов», фильмы «Омен», «Вангелия» и другие. Существуют много книг, в которых написано, как вызвать духов, позвать умершего в дом, поговорить с мертвецами. Помимо этого, в книгах написано, как сделать приворот, обряд, порчу. Когда человек не находит выхода из ситуации, он обращается за помощью к магии. Вот только это не совсем хорошая идея.

Иногда порча или приворот действуют на человека так, как будто в него вселился бес или дьявол. Сразу появятся значительные изменения. Например, неадекватные поступки. Нормальный человек не будет ходить обнажённым на улице или никогда не выпрыгнет из окна. Врачи уверены, что это связано с психикой, а вот маги утверждают: «Медицина не причём. Тут магия правит миром». Как узнать беса в человеке, не проводя обрядов?

Пристрастие

Человек, который ранее был спокойным и адекватным, вдруг начинает вести себя иначе. Например, неожиданно он может принести алкоголь в дом и устроить шумную вечеринку. На просьбу закончить мероприятие, человек будет вести себя неадекватно. А именно: наброситься, обозвать, порвать вещи.

Страхи и фобииНа страхи следует обратить особое внимание. Если раньше человек не боялся темноты, улицы, людей, замкнутого пространства (в данном случае имеется в виду комната) , то тут уже можно насторожиться. Это ненормально, когда появляются неожиданные страхи и фобии.

Голоса

И, конечно, если в человеке сидит бес, то периодически он будет слышать голоса. Они не похожи на человеческие. Обычно они хриплые, и порой внушают страх. Слышится, как говорят о будущем, поступке, о каких-либо людях. Разумеется, слышать такое страшно. Поэтому, когда кто-то говорит, что ему слышатся звуки или голос, то желательно отвести его в церковь и показать батюшке.

Ночные кошмары

Оказывается, когда недоброжелатели делают порчу на другого человека, ему начинают сниться кошмары. Например, гробы, кладбище, мертвецы бывают в сновидениях, когда кто-то желает зла. Если же человек ежедневно будет просыпать в 3 часа ночи от жутких снов, то скорее всего происходит это вселение дьявола. Но стоит заметить, что бес входит в человека не сразу. Потребуется несколько дней.

Сексуальные отклонения

Так ещё, как определить беса в человеке или каким образом? Если человек ранее был независим от секса, то после вселения дьявола, ему хочется иметь половой контакт даже с животными. Поэтому не стоит удивляться, когда человек со спущенными штанами стоит позади собаки, свиньи, козы. В процессе у него ещё будет меняться голос. Почувствуется хриплый, грубый голос, несмотря на то, что, например, человеку 20-25 лет.

Суицид

Бывает такое, что человек идёт, веселиться, рассказывает смешные истории, а потом вдруг бросается под машину или неожиданно режет себя ножом. Это явный признак, что при помощи магии им кто-то манипулирует.

Теперь многие знают, как распознать беса в человеке. Стоит помнить, что с магией шутки плохи. И если в человеке есть значительные изменения изнутри, то желательно оказать помощь.

ДУХИ - ЭТО ТОНКИЕ ТЕЛА
Духи (ангелы и демоны, или бесы) суть тонкие тела, в отличие от Бога, который есть Дух в ином смысле – он полностью нематериален и не зависит от времени и пространства, может находиться одновременно во всех точках пространства. Духи же тварные (ангелы и демоны) зависят от пространства – например, если он находится в одном месте, то в других местах его нет. Они в любой момент времени занимают определенное место в пространстве. Это касается как ангелов, так и бесов. Они могут чрезвычайно быстро передвигаться, но одновременно быть в двух разных местах не могут.
Католики считают по-другому. Они считают, что духи абсолютно бестелесны, как и Бог. Но это ересь и богохульство, т.к. творение приравнивается Творцу, кроме того, так невозможно объяснить многое из того, что делают ангелы и бесы. Такая позиция у католиков окончательно сформировалась и была заявлена в XVIII в., под влиянием философии Декарта, но и до этого они склонялись к таким воззрениям, каковые находятся в прямой связи с неправильным решением вопроса об исхождении Святого Духа.
Духи могут физически и химически взаимодействовать с предметами, веществами, телами, живыми существами – например, воспламенять, убивать, исцелять, переносить из одного места в другое, создавать шум, доставлять вещи, продукты, наполнять помещение светом, мраком, ароматом (или зловонием, если это бесы), управлять явлениями природы и т.д.

ПРИРОДА ДУХОВ
По своей природе ангелы, бесы и человеческие души одинаковы. Демоны – это падшие ангелы, во главе со своим начальником. Сначала его звали Люцифером (что в переводе "Утренняя звезда", "Денница"), потом стали звать диаволом, что значит "клеветник", "лжец", и сатаной, что значит "обвинитель", "противник", "истец" (в суде).
Человек первоначально имел такое же тонкое тело, как ангелы, но после грехопадения был одет в "кожаные ризы", т.е. получил грубое, дебелое тело. Чувства его огрубели, он стал неспособен видеть окружающих его духов, разве что при "отверзении очей", когда Бог на время "отверзает" органы чувств, и человек может видеть бесов или (гораздо реже) посылаемых к нем ангелов в их истинном виде.

ФОРМА И ВИД ДУХОВ
Ангелы, демоны и человеческие души имеют такую же форму и такой же вид, как человек. У них есть ноги, руки, голова, лицо, одежда и т.д. Душа человека тоже имеет форму человека ("внутренний человек"). Например, когда у человека ампутирована нога или рука, он продолжает чувствовать этот орган. Это не фантом, а реально ощущение души, т.к. тело лишилось ноги, а душа нет.
Ангелы имеют вид красивый и внушительный, демоны выглядят тоже как люди, но их черты искажены злобой и только поэтому они уродливы.
Католики считают, что человекообразный вид ангелов и демонов – это лишь видимость, иллюзия или временное принятие на себя тела, но эта точка зрения противоречит многим местам из Священного Писания, опыту святых подвижников, а также логике и здравому смыслу.

МЕСТА ОБИТАНИЯ ДУХОВ
Ангелы обитают на Небе, и там могут лицезреть Бога в том виде, в каком Он являет Себя им (в Его истинном виде Бога не может видеть никто – ни люди, ни духи, Его природа иная, чем природа Его творений, Он существует в "Свете неприступном", т.е. Его невозможно не только увидеть или познать но даже и приблизиться к Его познанию).
Ангелы а переводе значит "вестник". Их Бог может посылать на землю с различными поручениями. Ангел может принести благую весть, еду, одежду, помочь святому человеку, например, освободить из темницы и т.д., а может и убить, истребить войско или население города. Он беспрекословно выполняет волю Пославшего его, но делает это добровольно и свободно, в силу любви к Богу.
Падшие духи (или, по выражению апостола Павла, "духи злобы поднебесные") после того, как они восстали против Бога, были низвергнуты архангелом Михаилом и теперь занимают все воздушное пространство (то есть, фактически, космос), землю и ее недра (преисподнюю). Поэтому диавола называют также "князем мира сего", он управляет этим миром. После смерти и воскресения Христа власть диавола уменьшилась, но все равно весь видимый нам и окружающий нас мир остается его вотчиной. Весь воздух и все космическое пространство (пространство между землей и Небом) наполнен бесами, просто человек в своем обычном состоянии их не видит.
После крестной смерти и воскресения Иисуса Христа диавол был заключен на 1000 лет (это условная цифра, на само деле получается уже больше), до Страшного Суда, в преисподней. Таким образом, сейчас он находится как бы под домашним арестом, и видеть его вне преисподней невозможно. Поэтому если кто-то говорит или пишет, что встречался с самим диаволом, не верьте. Этот человек либо придумывает, либо сам был обманут каким-то мелким бесом.
Из сказанного ясно, что у человека несоизмеримо больше шансов встретиться с демонами (за исключением самого диавола), чем с ангелами. Мы можем часто ощущать на себе воздействия бесов даже в повседневной жизни – в виде бесовских нападений (приступов гнева, злобы, раздражения, часто неожиданных и необъяснимых для нас самих), забвения (когда вдруг самое главное почему-то вылетело из головы), рассеянности, умственных помрачений (когда мы принимаем дикие решения и совершаем глупые поступки, которым сами потом удивляемся), помыслов и прилогов, т.е. греховных, мерзких и просто вредных мыслей, подсказываемых нам бесами. Но по незнанию человек принимает их за свои собственные, ужасается, мучается, смущается, корит себя. Либо же соблазняется такими мыслями и начинает следовать им. Между тем такие мысли надо просто отбрасывать как чужие, нам не принадлежащие, открещиваться от них и делать спокойно свое дело. Бесы могут и физически воздействовать (например, человек спотыкается на ровном месте, свеча гаснет, вещь исчезает или портится и т.д.).

ЯВЛЕНИЯ АНГЕЛОВ И БЕСОВ ЧЕЛОВЕКУ
Ангелы являются человеку чрезвычайно редко. Вероятность встречи обычного человека с ангелом практически равна нулю. Если человек мало грешил и у него есть шанс успешно пройти воздушные мытарства, то он (его душа) может в момент своей смерти видеть приходящих за ним ангелов и умирает в хорошем настроении.
Бесы являются человеку значительно чаще, но тоже весьма редко. В момент смерти, если человек много грешил и у нет ни малейших шансов пройти мытарства, то он, как правило, может видеть бесов,пришедших, чтобы выдернуть его прямо из тела и утащить в ад. Ангелы если и приходят, то стоят где-нибудь поодаль со скучающим видом, прекрасно понимая, что это не их клиент. Такой человек боится смерти, плачет, кричит, не хочет умирать.
Ангелы практически всегда являются в своем истинном облике.
Бесы также могут являться в своем истинном облике (чаще всего так бывает, если их показывает человеку Бог, отверзая его очи), но могут (и очень любят и преимущественно так и делают) принимать ложные обличия и представать в виде животных, людей (например, умерших родственников, но могут и в виде живых), гномов, эльфов, русалок, прочих фантастических существ, в том числе классических чертей с хвостами, рогами и копытами, языческих богов, маленьких принцев и т.п., а также в виде ангелов, святых, Богородицы, Иисуса Христа (как, например, в заключительной главе "Мастера и Маргариты").
Поэтому необходимо быть начеку и не поддаваться бесовским проискам. Если вам вдруг является какой-нибудь святой или ангел, то надо обязательно прочесть Иисусову молитву или любую другую молитву, какую знаете (но только чтобы было однозначно ясно, к Кому она обращена, а то бес еще может перетолковать в свою пользу), перекреститься и не забыть попросить, чтобы явившийся помолился вместе с вами. Если это бес, он отвернет лицо или исчезнет. Хорошо также его перекрестить или брызнуть на него святой водой. Если это настоящий ангел или святой, то он не только не обидится, но даже похвалит за такую бдительность.
Эти рекомендации не распространяются на святых подвижников, которые особо искушаются бесами, им бесы являются и во время молитв (и даже преимущественно во время молитв). Но они сами знают, что им делать с бесами, или не знают, но в любом случае это проблема другого уровня.
Явлению духов всегда сопутствует сильный страх и ужас у человека, который видит их. В случае ангелов это страх Божий, смешанный с благоговением, раскаянием, любовью, сознанием своей ничтожности и греховности, в случае бесов – ужас, смешанный с отвращением, стеснение, смущение, тоска.

Восторженная экзальтация, до которой себя доводили западные подвижники (напр., св. Франциск Асизский, блаженный Генрих Сузо, Мейстер Экхарт, Игнатий Лойола, который, по его словам, мог в любое время по своему желанию вызывать у себя видения ангелов и Пресвятой Девы, и т.п.), не поощряется в Восточной церкви, такие опыты считаются недостоверными, опасными и чреватыми прельщением: человек может считать себя святым и думать, что общается с Богом, а на самом деле - в лучшем случае тешится своими эмоциями, фантазиями, субъективными состояниями, обманывает сам себя, а в худшем это бесовское наваждение. Явление ангелов или святых всегда неожиданно для человека, не может быть вызвываемо его собственными действиями (молитвами, призыванием), а происходит по произволению Божьему. Причины и цели этих явлений нам неизвестны, и гадать о них бессмысленно.

ОДЕРЖИМОСТЬ И БЕСНОВАНИЕ
Духи могут проникать в тело человека и занимать его, одновременно с его душой. Могут одновременно два и более духа соседствовать в одном теле. Этим занимаются в основном демоны.
Одержимый демоном человек может утрачивать способность контролировать свое поведение. От его имени и в его теле действует и говорит бес, и одержимый не несет ответственности за действия, совершенные бесом, за сказанные бесом слова. Это состояние может быть постоянным (редко) или находить временами, как припадки (как правило).

ЧТО МОЖЕТ ДЕЛАТЬ БЕС, ВСЕЛИВШИЙСЯ В ЧЕЛОВЕКА
Все что угодно. Бесы разумны, чрезвычайно изобретательны и остроумны (хотя есть и тупые), обладают колоссальными познаниями. Надо учесть, что живут они вечно, не отвлекаются на еду, сон, секс, тряпки и т.п., по своим интеллектуальным и физическим возможностям принципиально превосходят человека, могут перемещаться в пространстве почти мгновенно на любые расстояния, проникать сквозь стены, невидимо присутствовать при разговорах и делах, передавать друг другу информацию на расстоянии и т.д. Поэтому неудивительно, что они могут предсказывать события, находить исчезнувшие вещи, людей и т.д. Но все равно их предсказания могут не сбываться, так как промысел Божий их знанию и пониманию недоступен. Например, если какие-то люди вышли из Иерусалима, направляясь в Антиохию, демоны могут предсказать их приход. Но эти люди могут в пути погибнуть, заблудиться, быть остановленными Богом через ангела или посланными в обход, могут сами передумать и повернуть обратно, изменить свой маршрут. В этом случае предсказание беса не сбудется. Но чаще их прогнозы не сбываются потому, что они лгут. Бес может сорок раз сказать правду и помочь, чтобы в сорок первый раз солгать и навредить, да так, что вред от этого обмана перечеркнет всю пользу от предшествующей помощи. Необходимо помнить, что это духи злобы, они ненавидят не только Бога, но ненавидят и человека как Его любимое творение, их цель – овладевать людьми и мучить их, всячески вредить людям, поработить и уничтожить человеческий род. Об этом надо помнить особенно тогда, когда бес представляется справедливым, незаслуженно обиженным, мудрым, харизматичным, остроумным, трогательным, обаятельным, глубоким, тонким, галантным, добрым, просто милым и т.д. На самом деле он презирает вас, плюет на вас, вы для него тупое мясо, и не более того.
Отсюда правило: не верить ничему, что говорит бес, даже если он говорит правду.
Наконец, бес может просто хулиганить, что они, кстати сказать, очень любят (опять вспомним Мастера и Маргариту). Его самое любимое дело – испортить всю обедню. Отсюда – такое явление, как кликуши. Кликуша – это женщина, одержимая бесом или несколькими бесами, хулиганящими в церкви. Это может быть вполне приличная и набожная женщина, мать семейства, которая в жизни ведет себя совершенно адекватно, но стоит ей прийти на литургию, как она начинает хрюкать, лаять, куковать, выкрикивать ругательства, оскорблять священника, диакона, всех молящихся. На самом деле все это выделывает не она, а бес.

ПРИЧИНЫ ВСЕЛЕНИЯ БЕСА
Самые разные.
- греховность самого человека. Потворствуя своим страстям, впадая в грех, человек сближается с бесами, сам делает шаг навстречу им, и бесы удобно с ним соединяются;
- нечтение или небрежное чтение молитв, нехождение в церковь, непричащение, в том числе по уважительной причине. Например, описано, как бес вселился в женщину, которая не причащалась 6 недель;
- чистая случайность. Например, бес может попасть с пищей, водой. Отсюда рекомендация крестить все продукты, воду, читать молитвы перед едой. Может перескочить от другого человека вследствие неудачного экзорцизма или же просто так, если вдруг вы ему понравились больше, либо для перемены обстановки;
- бывает, что Бог по Своему милосердию специально попускает вселиться бесу, чтобы спасти душу человека через измождение тела, отвратить его от грехов, которые он мог бы совершить своей волей, если бы был свободен. Если человек смиренно принимает свое беснование, не ропщет на Бога, то душа его тем спасается.
- Бог попускает вселение беса в наказание за определенный грех (убийство, нарушение обета и т.д.). Это значит, что Бог любит этого человека, хочет его исправления, чтобы тот не попал в ад. Это может случиться, и часто случается, и после искреннего покаяния, в качестве епитимии. Боголюбивый человек, покаявшись в тяжком грехе, сам просит себе епитимии от Господа, чтобы страданием и смирением искупить грех и очистить душу.
- Бог попускает вселение беса во испытания своим верным и особо ценимым людям (как, например, св. Иову были попущены разнообразные мучения от сатаны). По этой причине бес может вселиться в святого подвижника, монаха-аскета (см., например, три Слова св. Иоанна Златоуста к Стагирию подвижнику, одержимому демоном http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/08.../contents.html)

ОТНОШЕНИЕ К ОДЕРЖИМОМУ
Таким образом, в пяти случаях из шести (условно говоря) человек не виноват в своей одержимости бесом. Он скорее жертва (а может быть, и любимец Божий) и заслуживает всяческого участия, сочувствия и поддержки. Это православная позиция, католики считают по-другому, отсюда их жестокое отношение к бесноватым, которых они отождествляли с ведьмами. В православных странах, а именно, в России одно время (при Петре Первом) преследовали кликуш, а до этого – тех, кто подозревался в наведении на них порчи. Но этим занимались светские власти, церковь же выступала против наказаний, поскольку это противоречит православному учению о духах, недвусмысленно выраженному в сочинениях святых Отцов.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ В ВАС ИЛИ В КОГО-ТО ИЗ ВАШИХ БЛИЗКИХ, ДРУЗЕЙ, ЗНАКОМЫХ ВСЕЛИЛСЯ БЕС

Терпеть.
Терпеть.
И еще раз терпеть.
Терпеть и утешать.
Не впадать в уныние, не смущаться, не падать духом. Бодрствовать и трезвиться, не поддаваться бесовским проискам. Стараться не обращать внимания на беса, игнорировать его слова, советы, предсказания, не верить ничему, что он говорит, даже если он говорит правду или что-то полезное. Не следовать его советам, т.к. они всегда коварны.
Человека, одержимого бесом, если он православен и благочестив, поддерживать морально, а при необходимости и материально. Ни в коем случае его не чуждаться, сострадать ему, развивая в себе добродетель милосердия, на его примере постигать превратности жизни человеческой и неисповедимость путей Господних. Если ему негде жить или он добровольно возложил на себя бремя скитания, предоставлять ему ночлег. Если же это к тому же человек святой, блаженный, сильный молитвенник и прозорливец, то можно и полезно к нему обращаться за молитвенной помощью, советом, духовным наставлением.
Сам одержимый бесом должен смиренно нести выпавший на его долю крест, ни в коем случае не роптать, не жаловаться, не унывать, т.к. это смертный грех. Радоваться, что ему Господь послал такую возможность укрепить свою веру и очиститься от грехов. Усиленно молиться, часто осенять себя крестным знамением, не грешить, соблюдать Заповеди, как можно чаще исповедоваться и причащаться.
Всем окружающим рекомендуется при общении с одержимым бесом или бесами осенять себя крестным знамением, читать молитвы – чтобы бес вдруг не перепрыгнул или еще как не навредил.

ЧЕГО ДЕЛАТЬ НЕ НАДО
Обращаться к экзорцистам.
"Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого" (Мф. 12,43-45).
Если человек не грешит, часто молится, исповедуется, причащается, то бесы против него бессильны (не считая святых подвижников, но это особая статья). Смотрите, как бес ничего не смогли сделать со св. Иустиной: http://mystudies.narod.ru/library/d/dim_rost/kyprian.htm
Если же человек этого не делает, то даже изгнанный бес легко вернется, или же вместо него вселится другой, возможно еще гораздо худший, поскольку бесы различаются по степени своей злобности, как и друих качеств, - есть более и менее злые.
К тому же, приходя к экзорцистам, куда приходит много бесноватых, можно вдобавок к своему набраться еще чужих бесов.
Далеко не всякий, кто берется изгонять бесов, действительно способен это делать. Бесы часто обманывают экзорцистов, делая вид, что уходят, на самом деле просто затаиваются на время. Бывают "экзорцисты" сами одержимые бесом и находящиеся у него в услужении, но не подозревающие об этом. Если же человек на самом деле может изгонять, то бесы ему за это жестоко мстят - мучают, избивают, устраивают поджоги и всякие неприятности, настраивают против него людей, насылают болезни, могут даже убить.
Ни в коем случае нельзя пытаться самостоятельно изгонять беса – сделаете только хуже.

После всего сказанного излишне предостерегать от обращения к католикам, которые вам предложат легко изгнать беса, не понимая истинной природы духов, а значит, и всех возможных последствий такого изгнания.

«Изыди, сатана!» - грозно кричит священник, а иногда подтверждает свою просьбу парой серебряных пуль. Примерно так рисуют картину битвы добра и зла многочисленные кинофильмы. Но как выглядит изгнание бесов на самом деле? Мы пообщались с самыми известными экзорцистами Украины. О своих методах борьбы со злом нам рассказали православные и католические священники, язычники и экстрасенсы.

Конечно, никаких осиновых кольев в арсенале батюшек нет. «Сеанс экзорцизма» - это в первую очередь многочасовые молитвы, также бес как от огня бежит от святой воды и кадила. Порой достаточно лишь раз сходить на молебен, чтобы изгнать черта, но часто лишь через годы человек полностью очищается.

Официально Церковь комментирует изгнание бесов очень осторожно. По словам пресс-секретаря УГКЦ Павла Дроздяка, экзорцизмом могут заниматься только священники, получившие разрешение от епископа. В пресс-¬службе УПЦ (МП) нам рассказали, что Блаженнейший митрополит Владимир не благословляет экзорцизм, но тем не менее его проводят в некоторых монастырях и церквях.

«ЕСЛИ НАЧНЕТЕ ГАВКАТЬ...» . Каждую среду кафедральный Покровский собор в Донецке (ГКЦ) становится ареной борьбы между светлыми и темными силами. В этот день здесь проводит сеансы изгнания нечистого один из самых известных экзорцистов Украины святой отец Василий Пантелюк. Мы увидели обряд борьбы с армией Люцифера своими глазами.

Сразу после заутрени причащенные горожане спускаются в полуподвальную комнату. Женщины, перекрестившись, перешептываются: «Здесь нет ни одного окна. Очень боязно». Но то, что начинает происходить через несколько минут, намного страшнее. Уже после первой молитвы отца Василия прихожане поспешно достают из карманов пустые пакеты - у доброй половины молящихся начинается рвота. Священник успокаивает: «Если начинаете гавкать, квакать, смеяться, плакать, кричать, зевать, почувствуется рвотный рефлекс - значит, выходит злой дух».

Дамочки в модных плащах, которые пару часов назад курили на пороге церкви, рвут на себе волосы. В буквальном смысле. С корнями не вырывают, но рывками тянут свою голову в разные стороны. Другие трясутся, как от лихорадки. Но самое ужасное - крики. Это не похоже на игру актеров, на притворство. Одни визжат так, что леденит сердце, словно стоишь не в храме, а на скотобойне, где закалывают поросят. И это не просто визг. Он складывается в слова. «Я не буду больше жрать!» - полная женщина, которая корит себя то ли за чревоугодие, то ли за любовь к чарочке. «Не бей меня, пожалуйста!» - сама себе кричит ее соседка. «Хватит пить!» - истошно орет женщина, которая пришла в храм навеселе. Старенькая бабушка почти теряет сознание, мы помогаем ей дойти до лавочки. Женщина начинает сучить ногами, ее глаза закатываются. Нас просят удалиться. Последнее, что мы слышим - глухие удары, люди падают на пол...

АДСКАЯ НОСТАЛЬГИЯ ПО СССР . «Я сделаю так, что она не доживет до утра. Я заставлю ее повеситься», - такими словами «приветствовал» дьявол отца Василия 17 лет назад во время его первого обряда изгнания беса. Нет, нечистый не явился в виде черта с рогами-копытами. Низким мужским голосом разговаривала девушка, которую привели в церковь. Уже потом она вспоминала свои мучения. Рука сама тянулась к петле, но потом появлялся образ Богородицы, и веревка падала на пол. «Надо было спасать ту девушку, и я начал молиться», - вспоминает отец Василий. Молебен шел 20 часов. Девушке то становилось легче, то она начинала бесноваться с новой силой. «Она кричала: «Вас убивать надо! Понаставили храмов! Раньше так хорошо было, а сейчас захожу в автобус - там крестик, в маршрутку - икона», - вспоминает священник. После изнурительной борьбы бес покинул девушку, а о священнике пошла слава как о мастере экзорцизма. Он объехал всю Украину, изгонял бесов в Испании, Италии. Признается, что за много лет научился «чуять» дьявола. С помощью своих методик просвечивает человека как рентгеном и находит Сатану, даже если тот прячется в кончике мизинца. Бывало такое, что даже видел нечистую силу. Говорит, что порой как тень страшного мохнатого зверя в храме появляется или видятся омерзительные зеленые существа.

«Случаи разные за эти годы были. Один раз дьявол кричит мне: «Не старайся, не выйду! Она курит!». Пришлось долго уговаривать одержимую бросать курить. Еще один бес не хотел расставаться с грешницей из-за того, что та работала по воскресеньям (по священному Писанию, труд в воскресенье - грех, этот день должен быть отдан молитвам. - Авт.), - рассказывает отец Василий. - Как-то я был в тюрьме, где содержат психически больных людей, убийц, маньяков. Но признаков одержимости ни у кого из них я не видел».

ПЕРЕВОД ОТ САТАНЫ . Однажды после молитвы одна девушка призналась, что сама вызвала нечистого и подписала с ним договор. Мол, отдала душу в обмен на деньги. И что вы думали? «Денежные переводы» с того света до девушки так и не дошли. Ни одной гривни от беса она не получила, и ее накрыла депрессия - дескать, ни души, ни денег. «Задача дьявола - довести вас до отчаяния, - говорит отец. - Сделать ваши мысли такими мрачными, чтобы самоубийство казалось единственным выходом. Вы повеситесь, а он заберет вашу душу».


Как же защитить себя от козней дьявола? Наши эксперты-экзорцисты рассказали такую притчу: «У света спросили: «Что такое мрак?». Он ответил: «Не знаю». Мораль проста: будьте чисты душой, и никакой бес не будет вам страшен. Для дьявола страшнее экзорцизма ежедневные молитвы и святое причастие. Также, по мнению священников, посещая экстрасенсов и гадалок, вы попадаете в группу риска и можете «подхватить» беса.

СИМПТОМЫ: В КОМ ЧЕРТ

Раз мы условились, что как явление бесноватость - не выдумка, то придется взять на веру и симптомы:

1. Излишняя раздражительность и вспыльчивость. Сам человек может считать, что это особенность его темперамента. Но если агрессивность в нем отмечают другие, то это, увы, так.

2. Люди боятся засыпать, во сне кричат, в пустой квартире им слышатся стуки, шаги, в доме сами собой падают предметы.

3. Ищут любые предлоги, чтобы не ходить в церковь (скажем, да, хочу пойти, но работы много).

4. А язычники советуют хлопнуть в ладоши и сказать «хал» - услышав это, одержимый подскочит.

ЕПИСКОП: «ОДЕРЖИМЫЙ ЗНАЛ ВСЕ МОИ ГРЕХИ»

В католической церкви главные экзорцисты - епископы. «За 15 лет я видел лишь несколько одержимых. Чаще люди внушают себе, что в них сидит бес», - рассказывает Киево-Житомирский епископ РКЦ Станислав Широкорадюк. Он говорит, что определить лжебесноватость достаточно просто. Стоит окропить человека простой водой, а потом освященной, и понаблюдать за реакцией: «Иной и от той, что течет в кране, начинает рычать или кричать - значит, играет в одержимость. Но довелось мне посмотреть и на Сатану. Один бесноватый кричал на весь храм о моих грехах, о том, чего никто, кроме меня, не знал. Дескать, со мной борешься, а сам каков? Признаюсь, руки опускались. Думал: «А и правда ли я хороший священник?» А дьявол только того и добивался. В другой раз от человека шел смрад. Словно стоит разложившийся труп. А моему предшественнику бесноватый показал язык длиной... полметра. Но дьявол был изгнан - люди перестали бесноваться».

По словам святого отца, для того чтобы избавить человека от беса, не всегда достаточно одного сеанса экзорцизма. Порой уходят годы для того, чтобы нечистая сила убралась на тот свет. Иногда это не удается. «Жаль одного парня из Житомира. Пошил себе рубаху с сатанинской символикой, какие-то обряды проводил... Как мы ни старались ему помочь - не смогли, - вздыхает епископ. - Но не пугайтесь. Все крещенные под защитой Господа и, чтобы стать одержимым, надо пойти к сатане навстречу: проведали экстрасенса, побаловались спиритизмом, и дьявол уже сам начинает играть с вами».

ИГУМЕН: «БЕСЫ МУЧАТ В ЦЕРКВИ»

Изгонять черта могли христиане без сана. Но их дух жизни слабеет, и изгонять бесов могут ныне лишь священники обязательно с разрешения епископа или наместника монастыря.

«В середине 80-х в стране усилился интерес к различным оккультным учениям, - рассказывает монах Киево-¬Печерской Лавры игумен Лонгин (Чернуха). - В то же время начала возрождаться Церковь. Многие заинтересовались экзорцизмом, организовывались целые паломничества «к старцам на вычитку». И у людей постепенно сформировалось неправильное отношение к изгнанию бесов. Многие для духовного исцеления начали считать более важной вычитку (молебен на изгнание злых духов). Но это - вспомогательное средство. Прежде всего - таинства Исповеди и Причастия, ежедневные молитвы, борьба со страстями, скажем, такими как постоянное просиживание у телевизоров, обжорство, блуд, гордыня и т.п. Но вместо этого многие просто шли на вычитку и становились посмешищем, игрушкой в руках дьявола. Во время молебнов они кричали и корчились, но бесы их не оставляли», - говорит отец.

Часто в храмы приходят люди, малознакомые с экзорцизмом, и вид бесноватых может испугать их или отвратить от церкви. «Нередко приходилось видеть в пещерах Киево-Печерской Лавры бесноватых, например, мать с детьми - она выла, как зверь, ее малыши кричали взрослыми мужскими голосами», - вспоминает отец Лонгин. Поэтому места для изгнания УПЦ ограничила.

БОРТНИЧИ. Еще в прошлом веке из Лавры вычитку «перевели» в монастырь «Китаевская пустынь». Сейчас же большой популярностью пользуется храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Бортничах (район столицы).

В округе говорят, что отец Варлаам может и от пьянства излечить, и от сглаза избавить. За умение заглянуть в глубину души его даже прозвали видящим батюшкой. Но сам 70-летний священник говорит так: «Не я помогаю. Я лишь читаю молитвы, и по вере вашей да будет вам. Иной раз бывает такое на вычитке, что страшнее, чем в кино. Люди кричат, корчатся. Но самое больное не это. Многих ко мне присылают экстрасенсы, целители. Осмотрят человека и говорят: «Наложено проклятие, нужна вычитка». Не понимаю, зачем добивать человека рассказами о «родовом проклятии», ему и так нелегко из-за болезни!? Порой хочется закрыть глаза и бежать. Из¬-за бессилия, ведь нет в них никаких бесов и незачем на специальные молебны приходить. Не из-за сатаны они раком болеют. Но для таких больных храм ведь последняя инстанция. Служу, успокаиваю их, молю Бога об исцелении. Или вот был случай. Приходит от гадалки девушка в слезах, говорит: «Наложили на меня венец безбрачия». Что за «венец» такой... Поговорили с ней по душам, оказалось, что с кем ни познакомится - то пьющий, то игроман... Так «венец» виноват или то, что мужчин сейчас толковых нет? Успокоил ее. И скоро она и о «проклятии» забыла, и хорошего парня встретила».

Дабы у читателей не сложилось впечатления, что наш герой скорее психолог, нежели экзорцист, приведем пример из его практики. Одну девушку привезли в Бортничи родители. Во время учебы в другом городе он сошла с ума. Но при этом даже на порог церкви боялась ступить. После молитв отца Варлаама девушке стало легче, начала сама молиться, креститься. После одной из вычиток рассказала, что ей позавидовали подруги. Не понравилось им, что у девушки красивый парень, решили его отбить и навели порчу. Причем рассказывала эту историю девушка не от своего лица, а так, словно кается подруга, и с деталями, которых знать не могла.

ОТЕЦ ВАСИЛИЙ: «ОДНАЖДЫ ДУХ НЕМОТЫ ПЕРЕШЕЛ НА МЕНЯ»

Самый авторитетный львовский борец с бесами - отец Василий Вороновский, служащий в церкви святого Михаила. 80-летний священник с полувековым стажем занимается экзорцизмом уже три десятка лет. За это время он научился чувствовать «тех, кто не в ласке Божьей» кончиками пальцев. «Мажу миром знак креста на лбу у прихожан. Когда доходит очередь до одержимых - руку начинает покалывать», - рассказывает святой отец.

По его опыту, демон обычно является в виде огня. «В одном доме в селе Комарно беспричинно вспыхивало пламя. Его тушили водой, а оно опять возгоралось. Когда решили позвать меня, на стене появилась надпись: «Не зовите священника, а то отомщу», - вспоминает отец Василий. После молитв, уверяет священник, нечистый уже не шалил.

В другой семье, в селе Якторове, внезапно сгорел хлев, один ребенок вдруг оказался на крыше дома, хотя ведущая на нее дверь была закрыта снаружи, а другой - сидел связанным в огороде: «Хозяева хаты были не венчаны, поэтому сначала я их повенчал, а потом изгнал беса. С тех пор у них все спокойно».

В день обряда священник голодает. Мол, на сытый желудок дьявол может навредить, что однажды и произошло. «Я поужинал и готовился ложиться спать, когда меня попросили помочь девушке, которая на новогодней вечеринке увидела беса и от страха онемела. После изгнания она заговорила, а я утром проснулся и не мог вымолвить ни слова. Дух немоты перешел на меня. После долгих молитв дьявол отступил, а я с тех пор читаю молитвы натощак», - объясняет Вороновский.

А однажды нечистый якобы отомстил священнику - когда тот ехал проводить обряд изгнания, на его автомобиле ни с того ни с сего вдребезги разлетелось заднее стекло, и включилась сигнализация, которую водитель никак не могут вырубить. А как-то во время службы у священника неожиданно сильно подскочила температура, и опустилась только после долгих молитв. Вороновский считает, что это напакостили ворожеи, которые иногда приходят в храм вредить.

ВОСК, ЯЙЦО И БУБЕН

Экзорцисты были и есть и среди язычников. «Когда избавляю от «злотворных сущностей», вижу их лики: то звериные, то сморщенные детские, то старческие», - говорит Верховный Волхв Украины-Руси Владимир Куровский. Славянский экзорцизм - это языческие молитвы, выкатывание яйцом, удары в бубен и даже путешествие в миры, где живут духи, дабы найти союзника в изгнании - мол, есть среди духов ведь и добряки. «Как-то напуганная мама привела дочку: «Что ни подумаю, она слово в слово пересказывает!». Оказалось, друг девочки провел обряд, и в нее поселился злой дух. Выгнали его - мысли уже не читает. Но ясновидение у дочки осталось».

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СУЩНОСТИ

ИЛЛЮЗИИ И ГАЛЛЮЦИНАЦИИ

Наука считает бесноватость не более чем болезнью - в психиатрии даже существует понятие «Бред одержимости». При разных психических расстройствах, например шизофрении, больной верит, что в него кто-то вселился. «У нас в голове есть модель поведения: «Как себя вести при одержимости», прочитанная в книгах, газетах, увиденная в кино. Потому люди при экзорцизме кричат, как это и делают киногерои. При этом срабатывает «коллективное чувство»: сначала начинает кричать один человек, подхватывает второй, третий... Что касается бесов, которых видят священники, то это иллюзии и галлюцинации», - говорит Олег Чабан, профессор, д.м.н., завотделением пограничных состояний Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии.

Исповедь бесноватого. "Сей род изгоняется постом и молитвой"

Прошлым летом я снял комнату близ станции Сиверская и каждую ночь в два часа рассматривал в морской бинокль красную планету Марс со снежной шапкой на маковке, которая в том году на удивление близко подошла к нашей грешной Земле.

Ученые астрономы утверждают, что последний раз она так близко подходила при неандертальцах, 60 тысяч лет назад.

Ну как тут не пожертвовать ночным сном для такой диковинки!

А по субботам и воскресеньям ходил я в церковь Казанской иконы Божией Матери, где и познакомился с одним странником - малороссом, который шел пешком из Великого Устюга на Полтавщину.

Ночевать ему было негде, и я пригласил его к себе.

У меня был куплен кусок свинины, я приготовил хороший ужин и пригласил гостя к столу.

Однако, он свинину есть отказался, пояснив:

Не вкушаю я свинину.

И не потому что я иудей или мусульманин, а все из-за того, что однажды в мой огород пролез паршивый соседский поросенок.

Паршивым я его, конечно, со злости называю, на самом деле, это был хорошо упитанный, розовый, весь налитый молодым жирком веселый и ужасно прожорливый поросенок.

Радостно похрюкивая и вертясь юлой, он стал жадно пожирать все, что зеленело и кудрявилось на грядках.

Увидев в окно этот грабеж, я понял, что урожай надо спасать, иначе прощай мои труды.

Я схватил швабру и с криком: "Ну, погоди, тварь, я тебе сейчас задам трепку!", - выскочил во двор и стал шваброй выгонять разбойника с огорода.

Но негодник не желал покидать эти благодатные угодья, уворачиваясь от швабры, он колесил по грядкам, вытаптывая посевы и на ходу хрупая все, что удавалось ухватить.

Все же я оказался проворнее и с размаху угостил вора шваброй по хребту.

Поросенок заверещал, бросился к проделанному им лазу в ограде и юркнул в дыру.

Не переставая вопить, он направился в свинарник, быстро перебирая передними ножками, а задние волоча по земле. Моя жена, выйдя на крыльцо с тазом мокрого белья, увидела покалеченного поросенка и, неодобрительно покачав головой, стала развешивать мокрое белье.

На следующее утро на соседнем дворе ярко горел костер, на котором хозяин ошмаливал вчерашнего поросенка, а жена его - баба лютая и зловредная, грозила кулаком в сторону нашего дома.

Снимая высохшее за ночь белье, моя жена обнаружила исчезновение моей любимой клетчатой рубашки, но отнесла эту пропажу на счет проходивших мимо цыган. Что касается соседа, работавшего кладбищенским сторожем и могильщиком, то ни шума ни скандала он не устраивал, справедливо рассудив, что поросенок, потравивший чужой огород, понес справедливое наказание. Но жена его рассудила иначе и, затаив на меня злобу, готовила черную месть.

Через неделю после этого случая, я проснулся посреди ночи от тяжких громовых раскатов, ослепительных вспышек молнии и дробного стука по крыше обложного дождя.

По комнате в одной ночной рубашке бродила жена, спотыкаясь о стулья, крестясь и шепча молитвы.

Отыскав спички, она затеплила лампадку в божнице и, встав на колени, клала земные поклоны и молила Илию-пророка, чтобы он не кинул молнией в наш дом.

В отличие от меня, она была очень богомольна и крепко держалась всех постановлений Православной Церкви.

Я же часто смеялся над ней и был равнодушен к вере, как и большинство тогда советских людей.

Но с той грозовой ночи со мной стало твориться что-то необычное: появилось безпричинное безпокойство, нервозность, чувство страха и тоскливое настроение.

По ночам меня мучили кошмары, снились мертвецы, дружно гнавшие меня из дома.

Я, конечно, и раньше выпивал, но теперь от тоски стал пить по-мертвому, бросил работать.

А однажды, плохо соображая, что делаю, полез на чердак и, привязав к балке веревку, повесился…

Очнулся я в больничном коридоре, намертво привязанный к старой железной кровати.

Оказывается, вернувшаяся с базара жена, увидела открытую на чердак дверцу, полезла, гонимая предчувствием, и перерезала веревку.

Вызвали скорую. Дежурный врач, осмотрев меня, махнул рукой и сказал: "Аминь!" Но все же занялся мной.

Несколько часов медики пытались вернуть несчастного висельника к жизни, но душа стремилась расстаться с опостылевшим телом, и только после поясничного прокола я пришел в себя. И долго еще ходил я с лиловым рубцом от веревки вокруг шеи, не мог говорить, а только хрипел.

Жена моя, как-то встретив цыган, стала стыдить их за украденную рубашку. Но всеведующие цыгане сказали:

Ты, золотая, нас не ругай, а кляни свою соседку - киевскую ведьму. Это она навела порчу на твоего мужа: украла рубашку и заставила своего мужа закопать ее в могилу с очередным покойником.

Услышав такое, жена просто обомлела. Вбежав домой с белым лицом, бросилась на кровать и залилась слезами.

На все мои расспросы - отмалчивалась… А мое беснование все продолжалось.

По ночам меня давили черные призраки, приказывая мне хриплыми голосами опять лезть в петлю.

Жена велела мне ехать в город и у знающих людей расспросить, как избавиться от порчи.

В город я приехал к вечеру, остановился у сродника-свояка. За ужином рассказал о своей беде.

Выслушав с сочувствием, свояк посоветовал обратиться к знаменитому психиатру Илье Давидсону, а если тот не поможет, то к экстрасенсу Ивану Брюханову.

Давидсон, оказавшийся сухопарым субъектом с козлиной бородкой, благосклонно меня выслушал, постучал молоточком по коленям и сказал, что чертей, демонов, ведьм, а также и Самого Бога в природе не существует.

Все это плоды моего больного воображения, и пора мне уже бросить пить, и неплохо бы заняться спортом.

Болезнь же мою назвал дромоманией , то есть - страстью к бродяжничеству.

И чтобы разрядиться - посоветовал побродяжничать и попринимать кое-какие таблетки.

Я стал пить таблетки и бродяжничать в окрестностях города. Из-за таблеток у меня стали дрожать руки и нижняя челюсть, а собаки, видимо, не перенося бродяг, покусали меня и превратили в лохмотья брюки.

На следующий день я отправился к экстрасенсу.

Дверь, ведущая в его кабинет, была увешана табличками, гласящими о трудах и званиях пана Брюханова.

Он именовался доктором эзотерических наук, почетным членом Тибетского союза ламаистов, действительным членом ассоциации вука-вука магов озера Чад и т.д.

Сам экстрасенс оказался толстым краснорожим мужиком с черной окладистой бородой.

Обряжен он был в черную рясу, а на тучном чреве были налеплены звезды каких-то иностранных орденов.

Он вперевалочку подошел ко мне вплотную и стал делать руками различные пассы.

Я как-то сомлел и упал в кресло. Мне не хотелось, но почему-то я дурным голосом кричал на Брюханова всякие ругательства.

Он надул щеки и сильно дунул мне в лицо, потом накапал в стакан чего-то черного и дал мне выпить.

Я погрузился в сон. Снилась мне помидорная война в Испании, по улицам ручьями тек томатный сок…

Проснулся я в кабинете все того же Брюханова. Он пил чай и погрозил мне пальцем:

Не удалось мне снять с тебя порчу, не помогли даже африканские капли вука-вука… Ищи святого старца-пустынника, может быть, он изгонит из тебя бесов.

Я совсем отчаялся и опустился.

Пил по-прежнему и вскоре потерял способность различать: где кошмары видений, а где действительность.

В храмы Божии меня не пускали и выталкивали вон, потому что, как только хор запевал антифоны, я становился на четвереньки и выл волком.

А когда выносили чашу с Дарами, кто-то изрыгал из меня матерную брань и я бросался с кулаками на священника.

Постепенно я оброс волосами, обносился и бродил по улицам, изрыгая мат на всех и вся.

Свояк, отчаявшись, выставил меня из своего дома.

Я стал побираться.

Нищенствовал молча, просто протягивая руку за подаянием.

Одежду и обувь находил на помойках.

В полях, вдали от людских глаз, я передвигался на четвереньках и жевал траву как древний Вавилонский царь Навуходоносор.

О доме и жене своей я совершенно забыл, будто их никогда и не было.

Ночевал в канавах, стогах сена, на кладбищах.

Однажды, проходя Черниговскую область, где много святых мест, я вышел к Троицко-Ильинскому монастырю.

Так как я не мог открыть рта, чтобы не изрыгнуть матерной брани, то я показывал монахам и богомольцам картонку, на которой было написано, что я ищу старца-пустынника. Но никто ничем не мог мне помочь.

Тогда я решил войти в собор в честь Живоначальной Троицы, где была чудотворная икона Божией Матери "Руно орошенное" с чудодейственным истечением слез, но какая-то неведомая сила выбросила меня из притвора на паперть.

Я заплакал, тогда из храма вышел иеромонах с кропилом и стал гоняться за мной по двору и кропить святой водой.

Я чуть не задохнулся от бешенства и запустил в него кирпичом.

Богомольцы сгребли меня и потащили к святому источнику.

Вода была ледяная, в ней, погруженные по грудь, сидели мужики и бабы.

Из будки вышел иеромонах и позвенел колокольчиком - пора было вылезать.

Многие окунулись с головой и побрели к берегу.

Но некоторые женщины берегли прически и окунулись лишь по шею.

И я увидел, что на их сухих головах сидела целая куча бесов.

Я стал кричать, что зря они сидели в святой купели.

Оглядевшись, я увидел, что на ближайших кустах и деревьях висят разноцветные тряпочки, ленты, кое-что из одежды, костыли, посохи…

Это мода такая у исцелившихся - развешивать что-то в знак благодарности.

Мода эта пришла к нам с католического Запада, где у источников и чудотворных икон принято вывешивать серебряные и золотые изображения исцелившегося органа.

Бесы, сидевшие во мне, глумились и хохотали.

Ко мне направился иеромонах, намереваясь ожечь меня крестом, и я убежал в лес.

А ночью опять отправился на поиски неведомого святого старца.

С Украины я вышел в Россию и везде показывал картонку с надписью, что ищу святого старца.

Так я вышел к Арзамасу, прошел к Дивееву, но только около Оптиной пустыни я встретил монаха, который посмотрев на мою картонку, спросил:

Ты слышишь ли речь?

Я кивнул.

Тогда он перекрестился и посоветовал:

Ступай, мил человек, в Вологодскую губернию на реку Сухону к Великому Устюгу. Там в лесах около Коченьги ищи праведного старца Нила. Если он еще жив, то должен тебе помочь и от бесов освободить.

Как только он это сказал, живот мой заходил ходуном, - бесы всполошились, стали срамно ругать монаха.

Старик перекрестился и ушел от меня, а я обрадовался, уж если бесы перепугались - значит, вологодский старец жив и поможет мне.

На деньги, скопленные в странствовании попрошайничеством, я купил на барахолке приличную одежду, сходил в баню, подстригся. Осталось только найти старца.

Где его искать, сказать мог, пожалуй, только священник.

Я обосновался около старейшего на севере Гледенского монастыря, что в четырех километрах от Великого Устюга при слиянии рек Сухоны и Юга.

На мое счастье, после долгого ожидания, на Успение Божией Матери из монастыря вышел крестный ход.

Несмотря на то, что бесы начали давить меня, я приблизился к нему и стал всем подряд показывать свою картонку с надписью: "Где мне найти старца Нила?"

Две добрые женщины рассказали, что отец Нил жив-здоров и объяснили, как до него добраться.

В тот же день я доехал до Кочаньги, а потом лесной дорогой двинулся к старцу.

Долго ли близко ли шел. Но вот передо мной лесная келья старца - небольшая изба с пристроенным к ней бревенчатым сараем.

На мой докучливый стук в окно из избы вышел высокий благообразный старец явно постнического вида, с большой седой бородой, густыми кустистыми бровями, одетый в старый, закапанный воском подрясник с широким кожаным поясом и наперсным крестом на груди.

Отдав мне поясной поклон, он посмотрел на меня проницательным взглядом своих голубых глаз и сказал:

Говори, чтобы я мог тебя видеть.

Я открыл рот, и оттуда полилась густая матерная брань на старца и Святую Троицу.

Так ты не один пришел, вас оказывается целая компания, - с улыбкой сказал отец Нил.

А теперь - молчи и терпи, если хочешь быть избавлен от злокозненных бесов. "Сей род изгоняется постом и молитвой", - сказал наш Господь Иисус Христос". Бесы при этом святом имени бурно запрыгали и заворчали в моем чреве.

Раздевайся до трусов, бери эту старую шубейку, миску для воды и пойдем в сарай.

Сарай был просторный и крепко сбитый.

По сухому навозу было видно, что раньше здесь стояли кони.

В бревенчатую стену была вделана цепь с железным поясом на конце.

Старец надел на меня этот пояс и замкнул висячим замком.

Налил в миску воды, принес горсть ржаных сухарей.

Потом принес из кельи большие листы бумаги с крупно написанными на них молитвами и прикрепил листы к стене напротив меня.

Чадо, - сказал он. - Претерпевый до конца той спасется.

С этими словами он запер двери и ушел.

Итак, я, как бешеный кобель, был посажен на цепь, на воду и черные сухари.

Я стал лаять, скакать и рваться на цепи.

Мне показалось, что у меня даже вырос собачий хвост.

Я бранился на старца и угрожал вырвать ему бороду. Устав, я выпил воду, а сухари разбросал.

В развешенные по стенам молитвы кидал сухим конским навозом.

На шум и крики пришел старец с кропилом и плетью.

Став на безопасное расстояние, он сначала кропил меня святой водой, а потом доставал и плетью.

Я немного утихомирился, а старец стал беседовать с моими бесами.

Они кричали, что так хорошо устроились потому, что я вел свинский образ жизни: курил, пил водочку, в церковь не ходил, в Бога не верил, да еще кормчествовал - гнал тайно самогон и продавал его пьяницам.

Да еще кроме жены имел любовницу.

А закопанная в могилу рубашка тут ни при чем, поскольку соседка никакая не ведьма, а такая же бесноватая баба, как и тот, в коем мы сидим. Хорошо сидим и не выйдем, и ты, старец Нил, не пугай нас.

Бог за беззакония Филиппа попустил нам войти в него для его истязания. Вот и будем мы мучить Филю, пока опять в петлю не залезет.

Старец на это ответил:

Бес свирепый и лукавый, я вместе со Христом Иисусом допеку вас и выгоню из этого грешного страдальца. Так и знай! Я слов на ветер не бросаю.

Бесы ответили ему на это глумливым смехом, свистом и бранью.

К утру я ужасно проголодался, потому что всю ночь продрожал под ветхим тулупчиком.

Я стал вопить и рваться на цепи:

О, злой старче, принеси мне хоть каких-нибудь объедков, а то я с голоду околею.

Старец долго не приходил, видимо, стоял на молитве.

Но вот ворота распахнулись, и старец налил мне в миску воды и посохом подтолкнул ко мне разбросанные во всему сараю сухари. Я жадно грыз сухарь и смотрел в открытые ворота на волю, где шел мокрый снег…

После двухнедельного сидения на цепи, на воде и сухарях я ослаб духом и телом, и даже стал понемногу читать развешенные на стенах покаянные молитвы, хотя бесы забивали меня своими нечестивыми криками и удушьем.

Бывали у меня недолгие просветления ума, когда я понимал, что страдаю, что наказан за свое неверие и свинский образ жизни, я страстно желал освободиться от своих мучителей и стать достойным сыном Церкви.

Но сам, без Божией помощи и помощи старца, ничего не мог сделать. На третью неделю, когда я еще сильнее ослаб телесно, старец освободил меня от цепи и перевел в баньку, где я мог согреться, протапливая каменку, и даже хорошенько помыться.

Старец Нил стал приходить ко мне чаще. Входил он со словами:

Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем.

Услышав это, бесы прыгали у меня во чреве и глумливо хохотали.

Старец осенял меня крестом, кропил святой водой, кадил ладаном и читал запрещательную молитву святого Василия над страждущими от демонов.

Он повторял эту молитву по десять раз, кадил ладаном, бросал меня на лавку и давил большой Богородичной иконой "Достойно есть".

А если я начинал буйствовать - хлестал меня плетью.

"К тяжелой болезни надо и сильное лекарство", - говаривал он.

А бесы вопили:

Злой калугере, сидели, сидим и сидеть будем! На что нам выходить, чтобы идти в бездну? Пожалуй, мы можем выйти из этого проклятого грешника, но только в свинью Гадаринскую.

Да где ж здесь взять свинью Гадаринскую, господа черти? А вологодская вам не подойдет?

Свинья - везде есть свинья. Давай и вологодскую.

Тогда старец меня немного подкормил, вернул одежду, деньги и велел в ближайшем селе купить и привести свинью.

Я заготовил картонку:

Куплю годовалую свинью, - и пошел по селам.

Меня принимали за глухонемого, и я вскоре сторговал у одного хозяина порядочную хрюшку.

Подгоняя хворостиной, я пригнал ее к старцу.

Старец оглядел ее и одобрил:

Совсем как Гадаринская.

А следующее утро в баньке, в присутствии удивленной, сидящей на заду свиньи, старец начал изгнание бесов.

И услышал я страшные слова старца:

Я изгоняю из тебя бесов, Филиппе, больной, но возрожденный через святой источник Крещения именем Бога, искупившего тебя Своей драгоценной Кровью, чтобы ты стал очищенным от бесов. Да удалятся от тебя всякие нечистые духи и всякое зло дьявольского обмана, заклинаемый Иисусом Христом, Который придет судить живых и мертвых. Аминь!"

После этих слов меня бросило на пол, и я с криком забился в судорогах, как подстреленный голубь.

Изо рта пошел коричневый зловонный дым и вошел в раскрытое рыло свиньи.

Свинья вскочила на ноги, глаза ее налились кровью, и она с рычанием стала бросаться на стены и дверь.

Дверь, не выдержав напора, распахнулась, и свинья, безпрерывно вопя, большими скачками помчалась в лес.

Старец трижды произнес:

А свинью с бесами сожрут в лесу волки.

Потом он попарил меня в баньке, привел в свою келью и причастил Святыми Дарами.

Всю ночь напролет возносили мы с ним Богу благодарственные молитвы, а под утро легли спать.

Я хотел остаться у старца келейником, но он сказал, что поскольку я был бесноватым, потому, по Евангельской традиции, должен идти домой и рассказывать людям, что сотворил со мной Бог.

В обычной жизни, пока она идет стабильно, без происшествий, мы и не задумываемся о том, что параллельно с нами существует мир иных сущностей. Главными его «жителями» являются ангелы и черти). Священное Писание богато описаниями воздействий на человеческие души демонов. В Библии называются признаки бесноватого человека. Святые отцы еще со средневековья придают этому важное значение. Об ангелах известно немного: они защитники, и нам не обязательно знать об их способах защиты. Бесы являются серьезными врагами рода людского, и для того чтобы им противостоять, надо изучать методы борьбы с этой нечистью. Сам Христос подчеркивал, что изгнать их можно только с помощью поста, креста и молитвы.

Как появился Злой дух?

До создания Творцом вселенной существовал мир ангелов. Самого могущественного звали Денница. Однажды он возгордился, поднялся против самого Бога и за это был изгнан разгневанным Господом из ангельского мира.

Каждый христианин знает признаки бесноватого человека: разговор чужим голосом, неприятие церковных ценностей, способности к левитации, серный запах и другое. Но есть и такие признаки вселения дьявола, которые трудно распознать.

Чтобы защититься от одержимого человека, лучший совет - не связываться с ним, так как бесноватый не владеет собственным разумом. Изгнать из него бесов помогут только церковные обряды.

Как вселяется дьявол в человека

Антоний Великий утверждает, что человечество само виновато в том, что демоны находят в душах людей пристанище. Это бестелесные существа, которые могут укрыться в человеке, если тот принимает их гадкие мысли, искушения и волю. Так люди соглашаются с существующим злом. Рассказы священников о вселении дьявола достаточно пугающи и страшны. На своем личном опыте они не раз убеждались в реальности действий темной силы, поэтому знают все признаки бесноватого человека, могут его распознать и попытаться спасти душу. Даже сильная молитва не сразу помогает избавиться от вселившейся нечистой силы.

Так почему демоны имеют возможность входить в человека? Святые отцы утверждают, что им место там, где грех уже живет. Греховные мысли, недостойный образ жизни, множество пороков - дьяволу легче всего проникнуть в порочного человека.

Многие задаются вопросом, почему Бог это допускает. Ответ прост. В действительности от Всевышнего мы наделены свободой выбора, волей. Мы сами должны выбирать, чья власть нам ближе, Господа или Сатаны.

Священнослужители разделяют бесноватых людей на два вида.

Первый - бес подчиняет себе душу и ведет себя, как вторая личность внутри человека. Второй - порабощение воли человеческой различным греховными страстями. Еще Иоанн Кронштадтский, наблюдавший за одержимыми, отметил, что душами простых людей бесы овладеют по их простодушию и безграмотности. Если дух вселяется в душу человека образованного, то это несколько иная форма обладания, и бороться с дьяволом в этих случаях довольно-таки сложно.

в церкви

Есть утверждение в христианской церкви, что одержимость человека, не проявляющаяся в повседневной жизни, выходит наружу, стоит только подойти бесноватому к церкви или увидеть икону и крест. Бывали случаи, когда во время богослужения некоторые люди начинают метаться, выть, плакать, выкрикивать богохульные речи, ругаться. Все это является главными признаками бесноватого человека. Объясняется это тем, что бес старается оградить душу от божественного влияния. Дьявол нетерпим ко всему, что как-то напоминает о вере в Бога.

Образованные, интеллигентные люди с бесом в душе, казалось бы, привыкли учитывать мнение окружающих, они размеренны и степенны, но стоит только завести с ними разговор о религии, все их уважение сходит на нет, лицо тут же меняется, проявляется ярость. Бес, живущий внутри, не может переступить свою сущность, как только речь заходит о его вечном противнике - Боге. То, как ведут себя бесноватые люди в церкви, только подтверждает тот факт, что бес старается избегать источников опасности и боится быть изгнанным. На самом деле это не люди боятся церкви и Символов веры, а нечистая сущность, находящаяся в них.

Одержимость можно разделить на несколько признаков: в одних случаях бес просто нашептывает человеку гадости, побуждает творить непристойности, идти против Бога. Проникнув в тело, бес может действовать во вред другим людям, причиняя им зло. Вселившись в тело умерших, дьявол в облике призраков изводит людей.

Физические признаки одержимого бесами

Служители церкви определили явления, указывающие на признаки бесноватых людей. В трактате «О демонах» Петром Тирским указаны следующие пункты проявлений демона:

  • голос приобретает жуткий бесовский тембр;
  • возможны любые изменения голоса;
  • паралич тела или некоторых конечностей;
  • невероятное проявление силы для обычного человека.

Другие исследователи-демонологи также выделяют:

  • несвойственный для человека огромный живот;
  • быстрое угасание, потеря веса, приводящая к гибели;
  • левитация;
  • раздвоение личности;
  • подражание животным;
  • непристойное поведение, мысли;
  • запах серы (запах ада);
  • хула на Бога, церковь, святую воду, крест;
  • бормотание на несуществующем языке.

Это далеко не полный перечень признаков. Конечно же, многие пункты одержимости могут объясняться какими-либо физическими заболеваниями, так, в Средние века часто путали бесовщину с симптомами эпилепсии. Расстройства психики выдавали за прилюдные греховные оргии, подражание животным путали с шизофренией. На самом деле, действительно трудно определить в обыденной жизни, что значит бесноватый человек. Многие черты характера, стереотипы поведения, распущенность, невежество - все это напоминает бесноватость.

Изгнание беса

Традиционное «лечение» от одержимости - это изгнание демона из тела. Обряды экзорцизма совершают священнослужители, которые читают специальные молитвы, окуривают ладаном, проводят миропомазание. Чаще всего при проведении обряда люди сильно сопротивляются, даже падают в обморок. Священник не должен быть один, ему обязательно нужны помощники - другие представители церкви. Современные медики и психологи не верят в подобные обряды и утверждают, что это всего лишь Тогда как объяснить, что подобные приступы происходят исключительно при церковном вмешательстве и после совершения обряда люди чувствуют значительное облегчение? Ответов на эти вопросы нет до сих пор.

Изгнать бесов можно искренней верой, молитвой и постом. Перед процессом изгнания нужно причаститься и исповедаться. Отчитку может совершать монах-молитвенник, который не познал греха и плотских утех. Ключевым моментом является строгий пост. Сама неподготовленная душа справиться с изгнанием бесов не сможет. Молитва может не сработать, и результат может быть непредсказуемым. Отчитка будет вестись монахом, который получил наставления от старшей духовной братии, он наделяется божественной защитой и особой силой, которая поможет справиться с бесами. Читаемая молитва называется экзорцистской. После ее многократного произнесения исчезают признаки одержания бесноватых людей, подтверждающие присутствие адских сил.

При изгнании дьявола молитва должна звучать из уст искренне верующего человека, магия строго исключается. Люди, занимающиеся оккультизмом, в 90% случаев становятся одержимыми бесами.

Молитвенная защита от нечистой силы

Нечистая сила с легкостью может напасть на нас, вселяться в дома, строить козни, делать человека одержимым. В православии есть множество молитв, которые помогают защититься от нападок нечистой силы. Самыми известными являются молитва Серафиму Саровскому, Пансофия Афонского «От нападения бесов», Святого Григория Чудотворца и, конечно же, молитва Иисусу Христу.

Православные верующие знают, что текст всегда нужно носить с собой, ведь в час разгула нечистой силы всегда есть вероятность попасть под ее влияние. Встретиться в любой момент на пути может и бесноватый человек, что делать в таком случае? Спасет молитвенное слово.

Многие заучивают текст молитвы наизусть. Но в стрессовых ситуациях человек обычно теряется и забывает обо всем на свете, так что лучше всегда иметь защиту при себе. Придать себе уверенность в сложной ситуации можно, прочитав текст молитвы с листа. Очень важно соблюдать некоторые правила:

  • Текст молитвы носите всегда с собой. Стиль и старославянские слова переиначивать и подделывать под современный язык не стоит, это может уменьшить силу намоленных веками слов.
  • Текст нужно проговаривать самостоятельно, онлайн-прослушивания здесь не подойдут, важна эмоциональная составляющая и искренность произносимых фраз.
  • При прочтении молитвы вы должны быть защищены крестом, образком. Беспардонные бесовские отродья легко могут проникнуть в незащищенные заблудшие души и свести слова молитвы на нет.

Оберегайте свою жизненную энергию и свое жилище. Например, бесам труднее будет проникнуть в дом, освященный батюшкой.

Одержимость с научной точки зрения

Что говорит о бесовщине официальная наука? Ученые называют одержимость психическим заболеванием, имя которому какодемономания. Считается, что припадками чаще всего страдают зависимые люди, открытые, впечатлительные или, напротив, пассивные. В своем большинстве они поддаются влиянию со стороны. Зигмунд Фрейд называл какодемономанию неврозом. По его утверждению, человек сам придумывает в себе демона, который подавляет его желания. Так что же такое одержимость - проклятие или болезнь? Ученые объясняют признаки бесноватости различными заболеваниями, но стоит заметить, что часто медицинские методы не способны снять проблему.

  • Одержимость объясняют эпилепсией. При потере сознания во время конвульсий человек способен ощущать контакты с нематериальным миром.
  • Депрессия, эйфория, резкие перепады настроения свойственны для аффективного биполярного расстройства.
  • Путают с одержимостью и синдром Туретта. Из-за расстроенной нервной системы начинаются нервные тики.
  • Известно в психологии заболевание, сопровождающееся расщеплением личности, когда в одном теле живет несколько личностей, показывающих себя в различные периоды.
  • Шизофрению также сравнивают с одержимостью. У больного возникают галлюцинации, начинаются проблемы с речью, появляются бредовые идеи.

Если в человека вселяется нечистая сущность, это отражается на его облике. Как распознать бесноватого человека, перечислено в статье выше. Также к этому можно дополнить то, что у одержимых бесами меняется цвет глаз, они становятся мутными, хотя зрение остается прежним. Также может измениться цвет кожи, она становится темнее - этот признак очень опасен.

Реальные случаи одержимости

Существуют истории одержимости людей бесами, которые зафиксированы и подтверждены документально. Вот лишь некоторые из них.

Клара Германа Целе. История из Южной Америки. Девушка Клара в возрасте 16 лет сообщила священнику на исповеди, что чувствует в себе присутствие демона. История произошла в 1906 году. Ее словам сначала не поверили, так как определить бесноватого человека непросто. Но состояние ее стало с каждым днем ухудшаться. Есть документальные свидетельства людей, в которых сказано, что девушка неадекватно вела себя и разговаривала чужими голосами. Ритуал экзорцизма проводился над ней в течение двух дней, что ее и спасло.

Роланд Доу. История этого мальчика произошла в 1949 году. Умерла его тетя. Через некоторое время Роланд попытался с ней связаться при помощи спиритического сеанса, но вокруг стали происходить невероятные вещи: слышались крики, тряслись распятия, летали предметы и так далее. Приглашенный в дом священник видел, как падают и летают предметы. В то же время тело мальчика покрывали различные символы. Чтобы изгнать злого духа, потребовалось провести 30 сеансов. Более 14 источников подтверждают тот факт, что кровать с больным мальчиком летала по комнате.

История Эмили Роуз

Особо хочется отметить случай с Аннализе Мишель. Это самый яркий пример бесноватости человека. Девочка стала прототипом Эмили Роуз в известном фильме.

Когда девочке исполнилось 17 лет, жизнь ее стала кошмаром. Среди ночи на нее нападал паралич, невозможно было дышать. Врачи выставили диагноз: припадки Гранд Мал или эпилептические судороги. После того как Аннализе поместили в психическую клинику, положение ее стало только усугубляться. Медикаментозное лечение не приносило никакого облегчения. К ней постоянно являлся демон и говорил о проклятии. У нее начала развиваться глубочайшая депрессия. Через год, в 1970 году, девушку выписали из больницы. Она сама обратилась в церковь и попросила провести обряд экзорцизма, утверждая, что в тело ее вселился дьявол. Церковные служители знают, как понять, что человек бесноватый, однако отказали ей в помощи и посоветовали ей больше молиться. Девочка стала вести себя более неадекватно. Она кусала членов своей семьи, ела мух и пауков, копировала собак, наносила себе увечья, уничтожала иконы. Продолжалось это пять лет. Родственники с трудом уговорили священнослужителей на обряд экзорцизма. Обряд начался в 1975 году и закончился только в 1976, проводился он дважды в неделю. Из ее тела изгнано было великое множество нечистой силы, но здоровье ее все равно ухудшалось, она не могла ни пить, ни есть. В итоге девушка умерла во сне. По ее словам, перед смертью к ней приходила Дева Мария и предложила ей вариант спасения - оставить свое тело, которое поработили бесы.

Как вести себя с бесноватым человеком

Если вдруг у близких вы обнаруживаете признаки бесноватости, важно не теряться в этот момент, постараться создать условия, чтобы человек не навредил ни себе, ни окружающим. Есть несколько советов, как защититься от бесноватого человека:

  • Не стоит провоцировать бесноватого человека на приступ агрессии, так как он не способен отвечать за собственные действия. Соглашайтесь с ним и контролируйте ситуацию.
  • Оградите одержимого в движениях. Посадите или уложите на кровать. Следите, чтобы он не смог навредить себе.
  • При проявлениях бесноватости постарайтесь успокоить человека, привести его в нормальное состояние. Если приступ спровоцирован иконами или распятиями, уберите их.

Оберегайте себя и своих близких от посягательств демонов. Истинная вера, горячая молитва, жизнь в благочестии не дадут дьяволу завладеть вашей душой и телом.