Бакунин черный передел. Раскол «Земли и воли». «Народная воля», ее программа и тактика. «Черный передел». Смотреть что такое "Чёрный передел" в других словарях

21.11.2023

Заметная роль в народническом движении периода революционной ситуации принадлежала организации «Черный передел». Ее деятельность вливалась в общий поток революционной борьбы, усиливая демократический лагерь. Организация «Черный передел» переживала период становления и сильно уступала по численности и влиянию «Народной воле». Чернопередельцы придерживались прежних народнических начал, у них отсутствовал принцип централизма и единой внутренней дисциплины, проявлялось небрежное отношение к конспирации. Все это серьезно затрудняло повседневную революционную работу, вызывало неудовлетворенность со стороны членов организации.

«Черный передел» представлял собой объединение кружков Петербурга, Москвы, Казани, Саратова, Самары, Киева, Харькова, Минска и других городов. Видную роль в организации играли такие революционеры, как Г.Б. Плеханов, М.Р. Попов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод, А.П. Буланов, О.В. Аптекман и др. Чернопередельческие кружки действовали активно, но разрозненно. Основным направлением их работы была пропаганда среди рабочих. Начав с отрицания политической борьбы, чернопередельцы оказались фактически втянутыми в политику. В нелегальных изданиях они обличали бесправие народа, обращались с призывами к борьбе против существующего политического строя. Чернопередельцы стремились к серьезному изучению нужд и требований рабочего класса. В рабочих кружках они агитировали за сокращение рабочего дня, свободу слова, печати, союзов, собраний. Эти требования носили уже пролетарский характер.

Чернопередельцы придавали большое значение дезорганизации армии. С этой целью они стали искать пути революционной пропаганды в войсках. В отличие от народовольцев, они стремились воздействовать не на офицеров, а на солдатскую массу. Революционная работа среди солдат и матросов имела некоторые результаты, но создать свою организацию в армии чернопередельцам так и не удалось.

Реальная практика деятельности чернопередельцев заметно обгоняла их основные идейные установки, в которых главное место отводилось работе в деревне. Однако они не находили способов поднять крестьянство на революционную борьбу. На этой основе происходило стихийное изживание анархистских взглядов. На рубеже 1880–1881 гг. чернопередельцы пришли к окончательному признанию политической борьбы как единственного средства достижения социалистического идеала. Но при этом они категорически отрицали заговор и террор, отводя решающую роль народным массам. Важным достижением «Черного передела» было формирование осознанного вывода, что момент осуществления народных идеалов путем народной революции находится вне прямой зависимости от желаний партии. Это был шаг к признанию объективных законов развития. Не случайно, что чернопередельцы часто обращались к отдельным положениям К. Маркса, особенно в рабочем вопросе.

Как единая организация «Черный передел» прекратила свое существование в конце 1881 г. В период революционной ситуации чернопередельцы столкнулись с непреодолимыми противоречиями между взглядами бакунизма, которых они придерживались, и реальной практикой революционной борьбы. Возникший кризис мог быть преодолен только путем отказа от народнической идеологии.

Таким образом, движение народничества явилось важным фактором революционной ситуации. Поворот революционеров к политической борьбе способствовал развитию революционного кризиса. Их важной исторической заслугой было преодоление бакунистских иллюзий и выдвижение задачи свержения самодержавия.

Черный передел

Черный передел – тайное общество революционеров в России. После раскола в 1879 году Земли и Воли члены Черного передела составляли меньшинство от общего числа бывших землевольцев, большая часть которых влилась в Народную волю. Центральная группа организации располагалась в Петербурге и насчитывала 22 человека. Всего в организации состояло не более 100 человек. К Черному переделу принадлежали Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич, Стефанович, Дейч, Буланов.

Чернопередельцы были народниками в старом смысле слова. Их до некоторой степени можно было бы назвать «экономистами» в том смысле, в каком это слово употреблялось в конце 1890-х годов, то есть они довольно пренебрежительно относились к политике и особенно дорожили экономической борьбой.

Как и старые народники, они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития; они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» поведет в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений». Конституция у нас, по их мнению, могла бы обеспечить только торжество буржуазии; однако, они восставали против политической борьбы не безусловно, а ставили ее «в зависимость от предварительной революционной работы в народе», таким образом отодвигали ее на многие годы.

К террору чернопередельцы относились с решительным осуждением.

У организации был печатный орган – журнал «Черный передел». Первый номер журнала был напечатан под редакцией Плеханова в Петербурге в январе 1880 года, но до выхода из типографии арестован и переиздан за границей, 2-й – за границей, 3-й – в России, 4-й (последний) – за границей. Чернопередельцы издали также несколько прокламаций и несколько номеров газеты для рабочих «Зерно». В 1881 году часть чернопередельцев судили в Санкт-Петербурге, многие были высланы в административном порядке в Сибирь. Организация фактически прекратила свое существование к концу 1881 года.

Впоследствии большинство чернопередельцев перешло на позиции социал-демократов.

Во второй половине XIX века зародилось движение, главной движущей силой которого была интеллигенция. В любом движении в определенный момент начинают зарождаться течения. Причина - разные взгляды на методы решения социальных проблем.

Кто такие народники?

Главная идея народничества - поиск утраченной связи с народом. В простых людях видели носителей мудрости и правды. Приверженцы течения искали путь к социализму.

В рамках народничества выделилось революционное и либеральное направления. Первые хотели свержения существующей власти насильственными методами. Вторые настаивали на проведении реформ. В 70-е годы движение вступило в новую фазу - в его рамках появились первые Их целью была подготовка покушений на представителей власти.

Одна из первых организаций, провозглашавших именно террор основным способом достижения цели, - «Свобода или смерть». На почве разногласий из-за методов ведения революционной борьбы распалась «Земля и воля» - наиболее влиятельное народническое объединение. На базе этой организации образовались «Народная воля» и «Черный передел».

Развитие движения в 80-е годы XIX века

Народничество как политическое течение за годы существования изменилось. Образованный в 1879 году «Черный передел» составил меньшинство от бывшей «Земли и воли». «Народная воля» пошла по пути терроризма и радикализма. Приверженцы этой организации были в большинстве. «Народная воля» и распавшаяся «Свобода или смерть» полностью отошли от основы идеологии народничества. Они стремились силовыми методами заставить власть провести реформы. Организовывали покушения, теракты.

Меньшинство в виде «Черного передела» осталось верным идеям народников - реформаторству, социализму, мирным формам борьбы. По политической ориентации это партия социалистов-федералистов.

Организация образовалась вокруг одноименного журнала. Название партии дал так называемый «черный передел» земли. Это было связано со слухом о всеобщем разделе участков между крестьянами, который появился после

Идеи организации

«Черный передел» сохранил старые идеалы народников. Можно отметить, что идеи организации сохранились на уровне 70-х годов XIX века, времени «хождения в народ». Несмотря на то что основа идеологии сохранилась, многие цели и способы их достижения претерпели эволюцию.

В организации жизни идеалом считали общину. Она должна стать основой Владения на землю должны быть коллективными, а имущество крупных собственников необходимо экспроприировать. Чернопередельцы формируют идею классовой борьбы, но выглядела она еще непродуманной. Во многом организация была близка к идеалам бакунинцев. Решительно отрицались теракты, военные действия в качестве формы политической борьбы.

«Освобождение труда»

Идеологический кризис, который переживал «Черный передел», сказался на составе организации. Наиболее влиятельными лицами были Георгий Плеханов, Василий Игнатов, Вера Засулич, Лев Дейч. Но они отказались от продолжения работы в организации и создали в Женеве группу «Освобождение труда», которая стояла на позициях марксизма. Больше всего основателей привлекала идея пролетарской революции. Народники примкнули и к Интернационалу, поддерживали борьбу против бакунинцев.

Ставшая идеалом организации, должна была развиваться благодаря пролетариату и городским буржуа. Важная роль отводилась крестьянам как реакционной силе. Постепенно народники превращались в социал-демократов. «Черный передел» (год основания - 1879-й) существовал до 1883-го, когда была основана группа «Освобождение труда».

Лидер объединения

Георгий Плеханов был народником и руководителем «Черного передела». Кроме того, он же стал основателем группы «Освобождение труда». Вступив в «Землю и волю» еще в 1876 году, Георгий Валентинович проникся народовольческими идеями. Был автором программных документов, публицистики.

После распада «Земли и воли» и убийства террористами императора Александра II осудил деятельность радикального крыла и организовал объединение, верное идеалам народничества. В начале 80-х ему пришлось эмигрировать в Швейцарию и продолжить деятельность там. Постепенно переходит к марксистским взглядам. Вернулся в Россию только после года. Написал множество трудов по социологии, философии, этике.

Эволюция взглядов сказалась на выборе пути развития и методов борьбы. Идеологические разночтения были вызваны разными взглядами на будущее страны. Организация изначально выбрала неактуальные цели, поэтому быстро распалась и трансформировалась в новые партии и группы. Распад «Черного передела» свидетельствовал о гибели истинного народничества. Многие идеологи продолжили работу по написанию научных изданий, исследований в отраслях социологии, культурологии, философии.

Общество «Чёрный Передел».

Этимология

«Чёрным переделом» назвалась система перераспределения земли в крестьянских общинах, другое название "коренной передел". В данном контексте само слово "передел" восходит не к глаголу "переделывать", а к "переделять", делить заново . Принцип чёрного передела заключался в разделе всей общинной земли на участки приблизительно сходного качества и в определении числа земельно-раздаточных единиц (в разных общинах они определялись по-разному: либо по числу мужчин-пахарей, либо по едокам, то есть всем членам семьи и т. д.). В результате передела каждая семья получала некоторое количество полос земли разного качества, возникала чересполосица. Чёрный передел совершался, как правило, далеко не ежегодно . (Сравни у В. Даля : Если крестьяне не сладят наделом земли, меряют шестом, чёрным делом (разделом) узкие полосы и раздают их по жребию. ).

В устах народников принцип черного передела распространялся на все сельскохозяйственные земли, то есть подразумевал и уничтожение помещичьего землевладения. Таким образом, механизм крестьянского хозяйствования стал революционным лозунгом .

Состав и история

После раскола в 1879 году «Земли и воли» члены "Чёрного передела" составляли меньшинство от общего числа бывших землевольцев, большая часть которых влилась в «Народную волю». Центральная группа организации располагалась в Петербурге и насчитывала 22 человека. Всего в организации состояло не более 100 человек . К «Чёрному переделу» принадлежали Плеханов , Аксельрод , Вера Засулич , Стефанович , Дейч , Буланов . Первый номер журнала был напечатан под редакцией Плеханова в Петербурге в январе 1880 года, но до выхода из типографии арестован:

Правительственное сообщение . В ночь с 27 на 28 сего января петербургской полицией произведен был обыск в одном из домов на Васильевском острове. При обыске найдены: типографский станок с набором шрифта, большое количество оттиснутых экземпляров революционной газеты «Черный передел» несколько пудов шрифта, различные бланки для паспортов, поддельные виды на жительство и три револьера, из которых два оказались заряженными. Находящиеся в квартире лица арестованы. По выше изложенному преступлено к производству дознания. .

и переиздан за границей, 2-й - за границей, 3-й - в России, 4-й (последний) - за границей. Чёрнопередельцы издали также несколько прокламаций и несколько номеров газеты для рабочих «Зерно». В часть чёрнопередельцев судилась в Санкт-Петербурге , многие были высланы в административном порядке в Сибирь . Организация фактически прекратила своё существование к концу 1881 года .

Впоследствии большинство чёрнопередельцев перешло на позиции социал-демократов (см. РСДРП).

Идеи

Чёрнопередельцы были народниками в старом смысле слова: они почти сохранили миросозерцание первой половины 1870-х годов, эпохи хождения в народ, в главных его основах, не видоизменив его (как это сделали народовольцы) под влиянием арестов, ссылок, процесса 193 , безуспешности пропаганды; их до некоторой степени можно было бы назвать «экономистами » в том смысле, в каком это слово употреблялось в конце 1890-х годов, то есть они довольно пренебрежительно относились к политике и особенно дорожили экономической борьбой.

Чернопередельцы, как рабочие волы, пошли упорной, но тихой поступью, вздирая новь для массовых посевов цельного и понятного крестьянам революционного мировоззрения.

- Анзимиров В. А. Крамольники: (Хроника из радикальных кружков семидесятых годов) . - Москва: тип. т-ва И. Д. Сытина, 1907. - с 124.

Как и старые народники, они придавали громадное положительное значение русской общине и видели в ней исходную точку социалистического развития; они верили, что «экспроприация крупных поземельных собственников» поведёт в России, благодаря общине, «к замене индивидуального владения коллективным, то есть обусловит торжество высшего принципа имущественных отношений. Такой именно смысл имеют живущие в русском народе ожидания чёрного передела» («Чёрный Передел», № 1). Конституция у нас, по их мнению, могла бы обеспечить только торжество буржуазии; однако, они восставали против политической борьбы не безусловно, а ставили её «в зависимость от предварительной революционной работы в народе» (следовательно, отодвигали её на многие годы); к террору чёрнопередельцы относились с решительным осуждением. В самом журнале «Чёрный Передел» в разных статьях звучали разные ноты; так, в передовой статье, написанной Плехановым, значение политических форм признавалось. В той же статье можно найти в зачаточном виде идею классовой борьбы. В следующих номерах Плеханов не участвовал.

«Чёрный Передел» не перепечатан в сборнике революционной журналистики Базилевского и является библиографической редкостью; отрывки из № 1 приведены в книге В. Л. Бурцева «За сто лет» (Лондон, 1896).

См. также

Напишите отзыв о статье "Чёрный передел"

Ссылки

  • Водовозов В. В. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Примечания

Отрывок, характеризующий Чёрный передел

– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.
Когда он, прощаясь с нею, взял ее тонкую, худую руку, он невольно несколько дольше удержал ее в своей.
«Неужели эта рука, это лицо, эти глаза, все это чуждое мне сокровище женской прелести, неужели это все будет вечно мое, привычное, такое же, каким я сам для себя? Нет, это невозможно!..»
– Прощайте, граф, – сказала она ему громко. – Я очень буду ждать вас, – прибавила она шепотом.
И эти простые слова, взгляд и выражение лица, сопровождавшие их, в продолжение двух месяцев составляли предмет неистощимых воспоминаний, объяснений и счастливых мечтаний Пьера. «Я очень буду ждать вас… Да, да, как она сказала? Да, я очень буду ждать вас. Ах, как я счастлив! Что ж это такое, как я счастлив!» – говорил себе Пьер.

В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах во время его сватовства с Элен.
Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда „je vous aime“?» [я люблю вас] Теперь, напротив, каждое слово ее, свое он повторял в своем воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить: хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли, или дурно то, что он предпринял, – теперь не было и тени. Одно только страшное сомнение иногда приходило ему в голову. Не во сне ли все это? Не ошиблась ли княжна Марья? Не слишком ли я горд и самонадеян? Я верю; а вдруг, что и должно случиться, княжна Марья скажет ей, а она улыбнется и ответит: «Как странно! Он, верно, ошибся. Разве он не знает, что он человек, просто человек, а я?.. Я совсем другое, высшее».
Только это сомнение часто приходило Пьеру. Планов он тоже не делал теперь никаких. Ему казалось так невероятно предстоящее счастье, что стоило этому совершиться, и уж дальше ничего не могло быть. Все кончалось.
Радостное, неожиданное сумасшествие, к которому Пьер считал себя неспособным, овладело им. Весь смысл жизни, не для него одного, но для всего мира, казался ему заключающимся только в его любви и в возможности ее любви к нему. Иногда все люди казались ему занятыми только одним – его будущим счастьем. Ему казалось иногда, что все они радуются так же, как и он сам, и только стараются скрыть эту радость, притворяясь занятыми другими интересами. В каждом слове и движении он видел намеки на свое счастие. Он часто удивлял людей, встречавшихся с ним, своими значительными, выражавшими тайное согласие, счастливыми взглядами и улыбками. Но когда он понимал, что люди могли не знать про его счастье, он от всей души жалел их и испытывал желание как нибудь объяснить им, что все то, чем они заняты, есть совершенный вздор и пустяки, не стоящие внимания.
Когда ему предлагали служить или когда обсуждали какие нибудь общие, государственные дела и войну, предполагая, что от такого или такого исхода такого то события зависит счастие всех людей, он слушал с кроткой соболезнующею улыбкой и удивлял говоривших с ним людей своими странными замечаниями. Но как те люди, которые казались Пьеру понимающими настоящий смысл жизни, то есть его чувство, так и те несчастные, которые, очевидно, не понимали этого, – все люди в этот период времени представлялись ему в таком ярком свете сиявшего в нем чувства, что без малейшего усилия, он сразу, встречаясь с каким бы то ни было человеком, видел в нем все, что было хорошего и достойного любви.
Рассматривая дела и бумаги своей покойной жены, он к ее памяти не испытывал никакого чувства, кроме жалости в том, что она не знала того счастья, которое он знал теперь. Князь Василий, особенно гордый теперь получением нового места и звезды, представлялся ему трогательным, добрым и жалким стариком.
Пьер часто потом вспоминал это время счастливого безумия. Все суждения, которые он составил себе о людях и обстоятельствах за этот период времени, остались для него навсегда верными. Он не только не отрекался впоследствии от этих взглядов на людей и вещи, но, напротив, в внутренних сомнениях и противуречиях прибегал к тому взгляду, который он имел в это время безумия, и взгляд этот всегда оказывался верен.
«Может быть, – думал он, – я и казался тогда странен и смешон; но я тогда не был так безумен, как казалось. Напротив, я был тогда умнее и проницательнее, чем когда либо, и понимал все, что стоит понимать в жизни, потому что… я был счастлив».
Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того чтобы любить их, а любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их.

С первого того вечера, когда Наташа, после отъезда Пьера, с радостно насмешливой улыбкой сказала княжне Марье, что он точно, ну точно из бани, и сюртучок, и стриженый, с этой минуты что то скрытое и самой ей неизвестное, но непреодолимое проснулось в душе Наташи.
Все: лицо, походка, взгляд, голос – все вдруг изменилось в ней. Неожиданные для нее самой – сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения. С первого вечера Наташа как будто забыла все то, что с ней было. Она с тех пор ни разу не пожаловалась на свое положение, ни одного слова не сказала о прошедшем и не боялась уже делать веселые планы на будущее. Она мало говорила о Пьере, но когда княжна Марья упоминала о нем, давно потухший блеск зажигался в ее глазах и губы морщились странной улыбкой.
Перемена, происшедшая в Наташе, сначала удивила княжну Марью; но когда она поняла ее значение, то перемена эта огорчила ее. «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его», – думала княжна Марья, когда она одна обдумывала происшедшую перемену. Но когда она была с Наташей, то не сердилась на нее и не упрекала ее. Проснувшаяся сила жизни, охватившая Наташу, была, очевидно, так неудержима, так неожиданна для нее самой, что княжна Марья в присутствии Наташи чувствовала, что она не имела права упрекать ее даже в душе своей.

«Чёрный передел» возникла в августе - сентябре 1879, ее название связано с распространённым среди крестьян слухом о близком всеобщем («чёрном») переделе земли.

Первоначально члены организации разделяли программу «Земли и воли», отрицали необходимость политической борьбы, не принимали террористическую и заговорщическую тактику «Народной воли», считали, что революцию может совершить только народ. Организация не была построена на принципе централизма и единой внутренней дисциплины, а конспирации не придавалось особого значения. В области тактики чернопередельцы были сторонниками широкой агитации и пропаганды в массах. Кружок устроил типографию, организовал издание журнала «Чёрный передел» и газеты «Зерно», издававшиеся в России и за границей, куда в 1880 г. эмигрировали Г.В.Плеханов, В.Засулич, Л.Дейч и др. В этих изданиях публиковались программные документы организации, статьи Г.В.Плеханова и др., сообщения о рабочем движении на Западе; установил связи со студентами и рабочими.

Взгляды чернопередельцев претерпели значительную эволюцию. Так, в начале ими отрицалась необходимость завоевания политической свободы, придерживались принципов свободного общинного самоуправления и возлагали основную задачу революционных действий на крестьянство. Отрицая принципиально террористические акты, чернопередельцы иногда признавали необходимость применения террора. Постепенно их мировоззрение менялось.

Г.В.Плеханов допускал возможность развития капитализма и формирования рабочего класса в России из разорившегося крестьянства. Одновременно признавалась необходимость политической борьбы и конституционного переустройства общества.

Практическая деятельность «Чёрного передела», вопреки программным установкам, протекала в основном среди рабочих. Члены организации придавали большое значение армии и начали искать пути пропаганды в солдатской среде, но создать свою организацию в армии им не удалось.

Аресты 1880-81 гг. ослабили организацию. После событий 1 марта 1881 г. многие члены «Черного передела» перешли на народовольческие позиции, часть вошла впоследствии в социал-демократическую партию. К концу 1881 «Черный передел» как организация перестал существовать, однако отдельные чернопередельческие кружки действовали вплоть до 2-й половины 1880-х гг.

Наиболее известные деятели «Черного передела» - В.Плеханов, В.Засулич, Л.Г.Дейч, В.Н.Игнатов и другие - порвали с народничеством и в 1883 г. создали в Женеве первую русскую марксистскую организацию - Группу «Освобождение труда», сыгравшую огромную роль в распространении марксизма в России.

Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением. Однако, деятельность группы «Освобождение труда» за рубежом, марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской социал-демократической партии.

Теория «русского социализма» и народничество имели общеевропейскую известность. Ряд народников состоял в Женевской секции I Интернационала (преимущественно «лавристы») и поддерживал борьбу Маркса против Бакунина и бакунистов. В этой западноевропейской теории их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции. Капиталистическое развитие пореформенной России, разложение общины, забитость и бескультурье крестьянства побуждали думающих людей к изучению марксистской теории.

Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. В этом проявилась узость и односторонность их взглядов.

Число сторонников марксистской теории в стране все больше возрастало, что привело к организации первых социал-демократических кружков: в столице Д.Н.Благоевым была создана «Партия русской социал-демократии» (1884-1885), П.В.Точисским – «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых» (1885-1888).

Начало карьеры М.М. Сперанского
Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 г. в семье бедного сельского священника в селе Черкутине Владимирской губ. Отец его родовой фамилии не имел. И только когда мальчика определили для учебы, он был записан под фамилией Сперанского (от латинского слова "speranta" - надежда). Отец мальчика сначала служил дьяконом...

Первые политические и социально-экономические преобразования советской власти и формирование новой политической системы
Политика военного коммунизма и, прежде всего, ее продовольственная составляющая вызвали рост недовольства со стороны крестьян. Советской власти пришлось жестоко подавлять их выступления на Среднем Поволжье, Дону, Кубани, в Западной Сибири. Антибольшевистские настроения охватили даже Балтийский флот - бывший оплот большевиков в октябрьск...

Живопись
Демократическо-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи он представлен движением "передвижников", в музыке - кружком "Могучая кучка", в театре - драматургией А.Н. Островского. Ярким явлением передвижничества были сатирические, обличительные картины В.Г. Перова - "Сельский кр...