Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных. План открытого урока "род имен существительных" Конспект урока по теме род имен существительных

05.12.2023

Предмет: русский урок. УМК «Школа России»

Тема: «Род имён существительных».

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Задачи урока:

1.Познакомиться с грамматическим признакам имён существительных – родом.

Учить определять род имён существительных.

2.Развивать монологическую речь учащихся через исследования алгоритма ответа;

Умения выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку

зрения. Развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и

самооценку деятельности.

3.Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к людям, которые выращивают

Оборудование: таблицы, карточки, картинки.

Ход урока.

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

1.Организационный момент (психологический настрой на урок).

Давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт вам радость общения друг с другом.

2.Сообщение целей урока.

Отгадайте загадку: Давно живу я в мире этом, даю названье всем предметам.

О какой части речи на уроке пойдёт речь? (об имени существительном)

Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны имён существительных. Узнаем, каким

ещё постоянным признаком они обладают.

II. ЧИСТОПИСАНИЕ.

Какая буква спряталась, подсказка в загадке.

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я,

Ты да я», а между тем

Получилась буква … М

Прописать М мм М мм

III. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

    Замени одним словом.

Плод яблони. яблоко

Мебель для сна. кровать

Помещение, в котором ведут торговлю. магазин

Железнодорожный подземный транспорт. метро

Седьмой день недели. воскресенье

Командная игра на льду. хоккей

Столовая посуда круглой формы с приподнятыми краями и плоским дном. тарелка

    Предложение. Найти ошибки, списать правильно.

Дул халодный ветир. Дул холодный ветер. 4

IV. ПОВТОРЕНИЕ. Блиц – опрос. Продолжить предложение.

    Имя существительное – это… часть речи

    Имя существительное обозначает… предмет

3. Имя существительное отвечает на вопросы… кто? что?

4. Имя существительное в предложении может быть… подл., второст. член

5. Постоянный признак имени существительного… одушев - неодушев

6. Непостоянный признак имени существительного… число

V. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА.

    «Мозговой штурм». Картинки.

А теперь приготовились делать открытие!

Что это? – ПЕНАЛ (чей?) – он мой. Пенал Он мой – м. р.

Кто это? – ЛИСА (чья?) – она моя Лиса Она моя – ж. р.

Что это? – МОЛОКО (чьё?) – оно моё Молоко Оно моё – ср. р.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Род имён существительных».

    Работа с правилом. Учебник, с. 19.

Прочитайте правило самостоятельно.

Какого рода бывают имена существительные?

Какие слова можно подставить к словам мужского рода?

Какие слова можно подставить к словам женского рода?

Какие слова можно подставить к словам среднего рода?

Прочитайте правило ещё раз. Работа в парах – рассказать правило соседу.

Это же правило поэт заключил в стихотворении. Прочитаем его.

Женский род запомню я и скажу «она моя». Определить род словарных слов.

И запомню род мужской, и опять скажу «он мой». – Как определить род имён

Средний род – «оно моё» - это правило моё. существительных?

3. Работа по учебнику. Работа по рядам. Упр. 404.

1 ряд – М. р.: ..., …, …,

2 ряд – Ж. р.: …, …, …,

3 ряд – Ср. р.: .., …, …,

Проверка. – Как определить род имён существительных?

VI. ФИЗМИНУТКА.

Учитель называет имена существительные, если оно

М. р. – дети поднимают руки вверх.

Ж. р. – хлопают,

Ср. р. – приседают.

слова6 берег, беседа, озеро, костёр, свобода, аллея, яблоко, радио, товарищ, земляника.

VII. УСВОЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

О чём говорится в тексте?

Определить главную мысль текста. (Бережное отношение к хлебу и уважение к людям,

которые выращивают хлеб).

2. Выборочное списывание.

Задание: Выписать имена сущ-ные, определить род.

Проблема: на столе – как определить род?

3. Составление алгоритма.

1.Начальная форма.

2.Он, она, оно.

3.Вывод: м. р., ж. р., ср. р.

4. Выполнение задания: на столе (стол) – м. р.

VII. ОСМЫСЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

1. Работа по группам.

1 группа: надписать род имён сущ.

Без терпенья – нет уменья. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Без хозяина дом – сирота. Ученье – лучшее богатство.

2 группа: выписать из словаря по 3 слова мужского, женского и среднего рода.

3 группа: определить род имён существительных.

Пример: овёс – м. р.

понедельник

2. Проверка.

IX. ЗАКРЕПЛЕНИЕ УМЕНИЙ.

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Дружно хором отвечайте. Определить род слов – отгадок.

Михаил играл в футбол

И забил в ворота… гол

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла… зима

Как зовут меня, скажи,

Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок,

Синеглазый… василёк

Над котом кружилась муха,

Навострил Василий… ухо

С пальмы вниз, на пальму снова,

Ловко прыгает….. обезьяна

Зиму спит в берлоге он

Косолапый, бурый…. медведь

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно рыжая… белка

X. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Рефлексия.

научился

задумался

удивился

Что для вас было самым интересным на уроке?

Что было сложным?

Справились ли мы с задачей урока – научиться определять род имён сущ.?

Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

XI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Выучить правило, с 19.

Упр.405 или 406 – на выбор, по желанию – можно оба.

Тип урока : комбинированный.

Цель: создать условия для развития умения определять род имён существительных.

Задачи:

  1. отрабатывать умения учащихся определять род имён существительных путём подстановки личного и притяжательного местоимения;
  2. развивать орфографическую зоркость, речь учащихся; умение обобщать, группировать слова по определённым признакам;
  3. воспитать человека, который умеет заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык-3» (2 ч.) автор Т.Г. Рамзаева;
  • плакат со словами народной мудрости «Береги платье снову, а здоровье смолоду»;
  • рисунок «помидор»;
  • карточка «токарельф»;
  • карточка « г - - - х»;
  • таблица «Род имён существительных»;
  • таблица с именами существительными во множественном числе;
  • рисунок «пирожок» у каждого ученика);
  • фотографии детей на тему: «Зимние забавы»;
  • рисунок-плакат «На горке»;
  • модель градусника (у каждого ученика);
  • разноцветные магниты;
  • магнитофон.

Ход урока

I. Организационный момент:

У. Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и успешной работы.

У .Сегодня наш урок мы начнём с народной мудрости. Прочитайте.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

– Как вы понимаете эти слова?

– Какие гласные чаще всего повторяются в этом предложении? (буквы о, е)

– Это первая строка чистописания.

– Сядьте ровно, красиво и пропишите ое.

На второй строке напишите слоги и сочетания с данными буквами ог оро оре.

II. Словарная работа .

  1. Первое слово начинается на « ог». (огурец)
  2. Посмотрите на рисунок. Что это? (помидор)
  3. Слово рассыпалось «токарельф». (картофель)
  4. Вставьте пропущенные буквы «г - - -х». (горох)
  5. Отгадайте слово по лексическому значению.
    Это травянистое растение, семейства розоцветных, дающее сладкие ягоды красного цвета. (земляника)
  6. Отгадайте загадку.
    Само с кулачок, красный бочок.
    Тронешь пальцем – гладко,
    А откусишь – сладко.
    (яблоко)

– Обозначьте ударные и безударные гласные.

III. Актуализация знаний.

У. Что общего во всех словарных словах? (обозначают предметы)

– На какие вопросы отвечают имена существительные? (кто? что?)

– Какого рода бывают имена существительные? (м.р., ж.р., с.р.)

– Как определить род существительного?

На доске таблица:

У. Сегодня на уроке мы закрепим умение определять род имён существительных, будем учиться заботиться о своём здоровье.

IV. Работа над новой темой.

У. На доске записано предложение, прочитайте его.

Девочки приготовили овощной салат.

У. Зажигаем огоньки. Появляются сигнальные точки под орфограммами.

Запись предложения по памяти. Синтаксический разбор предложения.

В каком числе стоит существительное салат ? (в единственном числе)

Измените число. (салаты)

– Какого рода это существительное? (м.р.)

– Измените род этого существительного. (существительные не изменяются по родам)

– В каком числе стоит существительное девочки ?

– Какого рода это существительное? (ж.р.)

– Как узнали? (поставили слово в единственное число)

– Как узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе?

– Об этом гласит правило на странице 21 вашего учебника.

(знакомство с правилом)

У. Пользуясь этим правилом, выполним следующее задание.

На доске даны слова. Прочитайте их.

  • орехи
  • обезьяны
  • хот-доги
  • перья
  • орлы)
  • письма
  • шалуньи

– Определите род имён существительных. Напишите их в единственном числе в три столбика – по родам.

(Ученики записывают с объяснением на доске и в тетрадях.)

1) У. Посмотрите на слова среднего рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово перо. Потому что перо и письмо можно потрогать, а дело нельзя потрогать руками.

Второе мнение. Лишнее слово дело. Так как письмо и перо начинаются на букву пэ, а слово дело начинается на букву дэ. )

– Подберите синоним к слову дело . (занятие)

– Какого рода существительное занятие? (с.р.)

2) У. Посмотрите на слова женского рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово зима. Потому что в словах обезьяна, шалунья есть разделительный мягкий знак, а в слове зима нет.

Второе мнение. Лишнее слово зима . Так как существительные обезьяна и шалунья – одушевлённые, а зима – неодушевлённое.

– Подберите антоним к слову зима. (лето)

– Определите род существительного лето. (с.р.)

3) У. Посмотрите на существительные мужского рода. Какое слово лишнее? Обоснуйте ответ.

(Первое мнение. Лишнее слово орёл. Так как орёл и хот-дог – неодушевлённые, а орёл – одушевлённое существительное.

Второе мнение. Лишнее слово хот-дог , потому что слова орех и орёл начинаются на букву о, а слово хот-дог начинается на букву ха.)

У. Обратите внимание на то, что слово хот-дог пришло к нам из английского языка. Состоит из двух частей.

– Кто знает, как переводится первая часть – хот ? (горячий)

– Кто знает, как переводится вторая часть – дог? (собака)

– Вот и получилась «горячая собака». Изобрёл хот-дог любитель собак, у которого жила такса.

В настоящее время всё чаще в нашем меню увидеть сэндвичи, хот-доги, гамбургеры.

– Всегда ли полезна такая еда?

– Каким продуктам стоит отдавать предпочтение? Почему?

V. Физкультминутка.

У. Сейчас вы услышите название продукта. Если этот продукт богат витаминами, то хлопните в ладоши. Если нет, то сделайте поворот головы слева направо.

Апельсин, сухарики, свёкла, молоко, сыр, кока-кола, груша, мясо.

Какие слова женского рода прозвучали?

– Какие слова мужского рода прозвучали?

– Какие слова среднего рода прозвучали?

VI. Работа над пройденным материалом.

1) Перед вами схема предложения.

Кто? что делает? какой? что?

– Составьте предложение, в котором дополнение, отвечающее на вопрос что?, обозначает полезный продукт питания. Это дополнение согласуется с определением, отвечающим на вопрос какой?. Значит, какого рода будет существительное, отвечающее на вопрос что?.

Обезьяна ест жёлтый банан.
Мальчик ест зелёный огурец .
Катя ест спелый апельсин.

Запишите одно предложение по выбору в тетрадь.

– Назовите словосочетания, которые встретились в вашем предложении.

– Каких два слова нельзя назвать словосочетанием?

– Определите род существительных в вашем предложении.

А сейчас отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)

У. Трудно представить нашу жизнь без хлеба. Народ сложил много пословиц о нём.

– Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Хлеб хлебу брат.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеб да вода – мужицкая еда .

3) На с. 20 вашего учебника найдите упражнение 406. Прочитайте рассказ о хлебе.

У. Определите главную мысль текста.

Д. Чтобы вырастить хлеб, надо приложить много сил.

– Первое предложение записываем с комментированием.

– второе и третье предложение списать учениками первого варианта;

– третье и четвёртое предложение списать ученикам второго варианта.

Последнее предложение записываем под диктовку.

У. Над именами существительными укажите род.

Взаимопроверка.

4) У каждого из вас на столе лежит булочка.Эта булочка не простая. Она с орфографической начинкой. Вставьте пропущенные орфограммы в словах:

  • муч…ной
  • м…сной
  • бруснич…ка
  • з…рнистый
  • печен…е
  • вкус…ный
  • скорлу…ка
  • капус…ный
  • ж…лток
  • п…мыл
  • об…едки
  • зап…х
  • …чистил
  • кушан…е
  • чудес…ный
  • а…….етит

У. Мучные изделия содержат много калорий, которые приводят к избыточному весу. Предлагаю всем вам немного подвигаться

VII. Физминутка. (под музыку)

Кто не любит танцевать
И не дружит с физкультурой,
Тот не должен и мечтать
Стройной обладать фигурой.
Кто конфеты, сухари
Уплетает без стесненья,
У того несчастный вид
И плохое настроенье.

А мы все любим веселиться,
Посмотрите на нас.
Любимый танец хип-хоп
Мы танцуем просто класс!
Хип-хоп – ля-ля-ля.
Топ-хлоп – два ноля.
Бух-бах – та-ра-ра.
Мы танцуем до утра.

5) Особенно полезно играть, активно двигаться на свежем воздухе. Посмотрите, сколько забав подарила нам зима! Это катание на коньках, на лыжах, на санках.

(Обзор детских фотографий.)

– Предлагаю заглянуть в один из двориков.

(На доске появляется иллюстрация на тему « Зимние забавы.»)

– Кто изображён на рисунке?

– Что делают дети?

– Составьте повествовательный текст по данному рисунку. Озаглавьте его.

Самостоятельная работа учащихся.

Заслушивание лучших работ.

У. Определите род существительных, которые встретились в вашем тексте.

VIII. Итог урока. Домашнее задание.

– Как определить род существительных?

– Эти знания помогут вам выполнить дома упражнение 405 на странице 20.

IX. Рефлексия.

У. У каждого из вас на столе есть модель градусника для измерения температуры тела. Когда человеку плохо, тревожно, температура поднимается до 38, 39, 40, 41.

Если нет тревоги, всё хорошо, температура 36,6. Температура у человека может быть и 35. При такой температуре человек испытывает усталость, отсутствие интереса и желания что-либо делать.

– Измерьте температуру своего тела.

– Большинство ребят в классе чувствуют себя хорошо.

– Благодарю всех за работу. Будьте здоровы! Урок окончен.

Цели:

  • научить определять род имён существительных,
  • развивать память, внимание, речь,
  • воспитывать интерес к процессу познания.

1. Организационный момент.

Из глубокого колодца
Солнце медленно встаёт.
Свет его на нас прольётся,
Луч его нам улыбнётся-
Новый день оно начнёт.

Пусть этот день будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу, садитесь.

2. Минутка чистописания.

На доске запись: Ммг, Ммд, Ммж, Ммз,

Учитель: Внимательно посмотрите на запись, найдите закономерность в написании сочетаний букв, запишите ещё два сочетания.

Какие сочетания записали? Почему?

На второй строчке напишите парные глухие согласные.

Какая из записанных на двух строчках букв “лишняя”? Почему?

3. Словарная работа.

Учитель: Все словарные слова у нас сегодня на букву “м”. Здесь записаны только согласные.

Догадайтесь, какие это слова и запишите.

М_ш_н_, м_тр_, м_р_з, м_г_з_н.

4. Повторение изученного.

Учитель: Во время словарной работы слова какой части речи мы использовали?

Расскажите, что вы знаете об имени существительном?

Как называются существительные, которые отвечают на вопрос “кто?”, “что?”

Приведите примеры одушевлённых имён существительных, неодушевлённых имён существительных.

Составьте предложения с этими существительными.

Как красиво звучат ваши предложения!

5. Изучение нового материала.

Учитель: Недавно я прочитала письмо, которое получила моя соседка Оля от друга – иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Хотите послушать? Хотя неприлично читать чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Оли.

“Здравствуй, мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и строгая дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Майкл.”

Что вас рассмешило? (Неправильно употребляет слова)

Давайте прочитаем предложения правильно. (У каждого на парте лежит текст письма)

Учитель: Майкл допустил ошибки, потому что не знает род имён существительных. Это тема нашего урока.

Для того, чтобы писать грамотно, не достаточно только исправить ошибки Майкла. Практически мы умеем правильно употреблять существительные в устной речи, так как мы говорим на русском языке с раннего детства. Но практические знания должны опираться на науку. Поэтому мы приступаем к научно-исследовательской работе.

Выпишите в первый столбик одушевлённые имена существительные.

Во второй столбик мы будем записывать слова-помощники. Как бы вы сказали, что подруга ваша? (Она моя) Запишите.

Как бы вы сказали, что друг ваш? Запишите. И т. д.

Прочитайте слова, которые называют женщину. Прочитайте слова – помощники. Такие слова, к которым можно подставить слова-помощники “она моя” относятся к женскому роду. Запишем в третий столбик – ж. р.

Аналогичная работа со словами мужского рода.

Учитель: Как вы думаете, только ли одушевлённые существительные бывают женского и мужского рода? Приведите примеры неодушевлённых существительных женского и мужского рода.

Попробуйте найти в письме неодушевлённое имя существительное, которое не относится ни к мужскому, ни к женскому роду.

Запишите его. Подберите слова-помощники.

Такие слова, к которым можно подставить слова – помощники “оно моё” относятся к среднему роду.

Вывод: - Каких родов бывают имена существительные?

Какие имена существительные относятся к мужскому роду?

Если вы подставляете слова-помощники “она моя”, то это имена существительные какого рода?

Какие имена существительные относятся к среднему роду?

Сравните наш вывод с правилом учебника. Прочитайте правило на с. 152.

Мы сделали такой же вывод?

6. Физминутка.

7. Закрепление.

Учитель: В завершении нашего исследования вам предстоит выполнить творческую работу.

Придумайте и запишите по два существительных мужского, женского и среднего рода. Существительные должны быть на тему “Школа”.

Проверим.

8. Домашнее задание.

Дома вы составите небольшой рассказ на тему “Школа”. В предложениях вы должны использовать слова, записанные вами.

9. Упражнения в определении рода имён существительных.

Учитель: Мы продолжим тему учения, школы и прочитаем пословицу.

Х_рошая книга – лучший дру_.

Учитель: Как вы понимаете пословицу?

Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.

Следующая пословица.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задание: Списать пословицы в порядке, который соответствует шифру.

Вставить пропущенные буквы.

Над существительными надписать род.

М. р. Ж. р. Ср. р.
1 2 4 1 3
II 2 1

10. Подведение итогов.

Учитель: Что узнали на уроке?

Чему научились?

Какие 3 рода есть у имён существительных?

Как определить род имени существительного?

Кому было трудно определять род имени существительного?

Кому было интересно?

Что бы вы посоветовали Майклу?

Литература:

1. Фрагмент урока Колпаковой Л. В. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2003/2004 учебный год.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК: РИТМ

Учебный предмет: русский язык.

Цель урока (предметные): познакомить с понятием рода имён существительных и научить определять род имён существительных.

Формирование УУД (задачи):

Личностные:

  • сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Регулятивные:

  • развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
  • принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
  • работать над формированием умений выполнения действий по алгоритму;
  • способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:

  • создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, таблицы правил.

Ход урока

1. Организационный момент

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки.

Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?

2. Чистописание

На доске слова: За_ц, ш_ссе, б_ранка, м_тро. (Слайд)

На минутке чистописания будем писать буквы, а какие – вы сами назовёте.

Какие это буквы? (Непроверяемые безударные гласные, которые надо запомнить, т.к. это словарные слова.)

на доске ЯОАЕ (чередуем гласные, отрабатываем соединение букв)

К какой части речи относятся эти слова? Что уже можем рассказать об имени существительном? (ученики называют признаки, прикрепляем карточки с грамматическими признаками)

  1. предмет
  2. кто? что?
  3. ед.ч. и мн.ч.
  4. одушевлённые, неодушевлённые
  5. собственные, нарицательные

Вы уже много знаете грамматических признаков имён существительных, но это ещё не всё.

3. Актулизация знаний

Река Волга, город Боровичи, озеро Байкал, улица Пушкинская, писатель Алексей Толстой, село Михайловское. (Слайд)

Прочитайте задание. Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы? (нарицательные и собственные).

Назовите нарицательные имена существительные (река город, озеро, улица, писатель, село . Какие имена существительных собственные? (….). Молодцы.

4. Постановка проблемы

В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Наша задача– раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.

Проявите смекалку и разгадайте ребус. Что получилось? Эти слова какой части речи?

шаР + зОнт + Душ = РОД (Слайд)

Значит тема нашего урока? Род имён существительных.

Физкультминутка

Цель нашего урока? Знать род имён существительных и научиться определять род имён сущ.

Послушайте сказку.

Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: "Кто узнает "секрет" как их различить, тот будет награжден". Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: "Пусть они будут мои". Жена схватила слова себе и сказала: "Мои". А все остальные остались на середине – лишние.

Выполняем в парах, а потом проверим.

Разделите нарицательные имена существительные на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор)

(река город, озеро, улица, писатель, село.) (Слайд)

– Послушаем продолжение сказки…

Пришли они к существительному и говорят:
Вот ключ к моим словам, и муж говорит: "ОН, МОЙ".
А вот ключ к моим словам, и жена говорит: "ОНА, МОЯ".
Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ)
А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ)
Как назвать род слов посередине? (СРЕДНИЙ) которые остались ничьи
Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ)
С тех пор существительное не путает род.

Проверяем слова

С помощью каких слов мы смогли определить род имён существительных?

(Ответы учеников.)

5. Работа с правилом

Давайте обратимся к учебнику на странице 19 и проверим правильность ваших предложений. (Читают правило, делают вывод.)

Что скажете?(наш вывод совпал с выводом учебника)

Наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных.

Работа в группах

Составьте алгоритм определения рода имени существительного.

– Какой алгоритм вы составили?

  1. Назовите слово.
  2. Подберите слово-помощник.
  3. По слову-помощнику определить род.

А чтобы вам легче было запомнить правило, я вам предлагаю вот такое стихотворение.

На доске: Слайд

Женский род запомню я
И скажу: "Она – моя".
И запомню род мужской
И опять скажу: "Он – мой".
Средний род:"Оно – моё".
Это правило – моё!

6. Повторение и систематизация изученного материала

Сейчас вы попробуете полученные знания применить на практике.

Работа с учебником № 404 на стр. 19

тема урока? напомним– Наша цель?

1ряд пишет слова Ж.Р.

2 ряд – слова М.Р. Потом проверьте друг у друга. Сверить с доской. + или – знаки

3 ряд – слова Ср.Р (Слайд)

Физкультминутка

Работа по учебнику упр. 405

Как мы определяем род имён существительных? Нам нужны слова– помощники.

Сейчас вам надо проявить сообразительность и знание правила при выполнении упр. 405

Составьте словосочетания. Проверка.

7. Дидактическая игра «Найди лишнее слово» (Слайд)

Ключ к игре находится в теме урока. Повторение темы урока. Самостоятельно выпишите лишнее слово.

Деревня, дядя, воля, земля;
Дерево, перо, стул, село;
Поле, огонь, конь, окунь;
Место, стена, ведро, весло

Проверка.

Учитель: Какое открытие сделали на уроке?

8. Итог. Рефлексия

– Какова была цель нашего урока?

– Назовите рода имён существительных?

– Какие слова-помощники можно использовать для определения рода?

– Я узнал…

– Я научился…

Теперь пришло время добавить ещё карточку, где указаны рода.

Учитель:

– Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке (активностью, правильностью ответов, письменной работой).

– Кто не доволен? Чем? Почему?

– Я доверяю вам выставить себе отметку в тетради за урок на полях, а рядом появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.

Д.з. упр. творческого характера 407, правило с. 19.

Тема. Род имён существительных.

Цель . Познакомить с приёмами определения рода имён существительных, развивать орфографическую зоркость, речь, мышление, формировать умение определять род имён существительных, совершенствовать умение находить имена существительные, определять их морфологические признаки,

познакомить с именами существительными общего рода, вызвать интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность каждого ученика;

воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе.

Оборудование : карточки с индивидуальными заданиями, карта успешности.

ХОД УРОКА.

1.Организация класса.

2.Повторение и обобщение изученного материала .

Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам .

О какой части речи это стихотворение? Почему?

На протяжении нескольких уроков мы изучали эту часть речи. Мы уже многое знаем.

Какая часть речи называется именем существительным?

Что же мы уже знаем об этой части речи?

Какие же ещё тайные уголки откроет перед нами имя существительное?

Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по стране ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Во время путешествия вам надо быть очень внимательными и все свои наблюдения отображать на «карте успешности».

3.Сообщение целей урока.

На этой карте есть таблица, которая разделена на этапы урока и каждый этап обозначен ключевыми словами. Рассмотрите эту таблицу. Определите цели нашего урока.

4.Этап повторения.

а) На этом этапе мы с вами будем закреплять умение определять имя существительное, находить имена существительные среди других частей речи.

Работа в тетради.

КАРТОЧКА №1

Прочитайте слова записанные на карточке, определите среди них имя существительное.

Со рока, собираться, ста кан, с, сне гирь, саха р, светлый, светить, со бака, си ница, салютовать, са лют, собачий.

С какой буквы начинаются все слова?

1. Минутка каллиграфии – Сс ся см сл ст

2. Выпишите имена существительные в тетрадь, подчеркните орфограмму в этих словах.

Какое правило нужно знать, чтобы не ошибиться в написании безударных гласных в корне слова?

Подберите проверочные слова к выписанным именам существительным. Как можно проверить написание слов с непроверяемым гласным?

Назовите одушевлённые имена существительные, (КТО?)

нарицательные имена существительные (ЧТО?)

Карточка успешности

3. Работа со скороговоркой:

Соседу Сене всё спать бы в сене.

Какие слова в данной скороговорке звучат одинаково?

А чем они отличаются?

4. Дифференцированное задание

Карточка №1

Составь и запиши два предложения с собственными и нарицательными именами существительными.

Карточка №2

Вспомни имена и клички персонажей сказки Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик»

Деревянный мальчик _____________________.(Буратино)

Девочка с голубыми волосами ______________.(Мальвина)

Черепаха ______________.(Тортилла)

Лиса ___________________.(Алиса)

Кот __________________.(Базилио)

Владелец кукольного театра _____________________.(Карабас Барабас)

Карточка №3

Подчеркни собственные имена существительные.

Знаменитую собаку – разведчицу звали Джульбарс. Первой в космос полетела собака Лайка. Дважды побывала в космосе собака Белка.

(Проверка по 1 ученику каждого уровня.)

Карточка успешности

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Зимняя зарядка»

3. Актуализация опорных знаний.

(На доске ребус) шаР + зОнт + Душ = РОД

На доске: Род имён существительных.

    Мотивация учебной деятельности.

1.Грамматическая сказка. Постановка учебной задачи.

Род - это семья, родня. Мы сегодня узнаем, какая родня у имени существительного.

Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: “Кто узнает “секрет” как их различить, тот будет награжден”. Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: “Пусть они будут мои”. Жена схватила слова себе и сказала: “Мои”. А все остальные остались на середине - лишние. Пришли они к существительному и говорят:

Вот ключ к моим словам, и говорит: “ОН, МОЙ”.

А вот ключ к моим словам, и говорит: “ОНА, МОЯ”.

Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ)

А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ)

Как назвать род слов по середине? (СРЕДНИЙ)

Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ)

На доске появляется три дома, на каждом надпись: М.р., Ж.р., С.р.

Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал: “Спасибо”.

С тех пор существительное не путает род и говорит:

На доске:

2. Правило в стихах:

Женский род запомню я

И скажу: “Она - моя”.

И запомню род мужской

И опять скажу: “Он - мой”.

Средний род:”Оно - моё”.

Это правило - моё!

Теперь это правило и ваше,

Существительное вам его дарит.

А ещё Существительное приготовило для вас испытание.

Определите от какого дома ключ?

3. Работа в группах

1 группа подбирает слова мужского рода

2 группа подбирает слова женского рода

3 группа подбирает слова среднего рода

(Зачитываем и записываем по 3-4 слова в тетрадь в столбик)

Карточка успешности

    Морфологический разбор имени существительного.

Какой раздел русского языка изучает части речи? (МОРФОЛОГИЯ)

Сейчас мы с вами поработаем в паре (разбор имён сущ.)

Учащиеся выкладывают фишки, зачитывают 3-4 примера.

Карточка успешности

    Имена существительные общего рода.

- Род - это постоянный признак имени существительного.

Постановка проблемы

Появляются слова: тихоня УМНИЦА

Определите, какого рода данные существительные Ученики высказывают своё

мнение

Рядом со словами появляются имена «Лена – тихоня» , Ученики определяют род

«Вася -УМНИЦА»

Скажите, а сейчас мы можем определить род имени

существительного « тихоня » и «УМНИЦА».

Учитель меняет местами имена собственные и получается

«Лена - УМНИЦА », «Вася - тихоня »

А так можно сказать? Эти имена существительные

Что интересного вы заметили? могут быть как мужского,

так и женского рода?

Но род – это постоянный морфологический Почему некоторые имена

признак имён существительных. существительные могут

Какой возникает вопрос после рассмотрения быть как мужского, так

данных примеров? Какую проблему мы должны и женского рода?

решить на сегодняшнем уроке? Как называются такие слова?

Открытие новых знаний В русском языке есть имена существительные с окончанием –а (-я) в единственном числе, которые относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.

Как бы вы назвали род таких имён существительных?

Такие имена существительные называются существительными общего рода.

Прочитайте стихотворение Олега Григорьева

Ваза

Папа вазу опрокинул;

Кто его накажет?

Это к счастью, это к счастью, -

Всё семейство скажет.

Ну, а если бы к несчастью

Это сделал я!

Ты разиня, ты растяпа!-

Скажут про меня.

(О. Григорьев)

Найдите имена существительные общего рода.

Определите их род. Какое слово вам помогло?

Карточка успешности

4.ИТОГ УРОКА

Построение снеговика

Анализ карты успешности ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Игра «Подарок от Снеговичка»

Девочки- груши, мальчики – банан, а гостям – яблоки.