Труба иерихонская. Как евреи иерихон разрушили Демоны мимо икон дымится иерихон

22.01.2024

Рассказ о падении Иерихона - новелла, свидетельствующая о литературном мастерстве рассказчика.

Иерихон был разрушен за 200 - 250 лет до вступления Израиля в страну Ханаан, скорее всего, в результате мощного землетрясения. Оно породило легенду о внезапном сокрушении городских стен. В окрестностях Иерихона археологи раскопали захоронения 1850 - 1550 гг. до н. э. удивительной сохранности, соответствующие времени наивысшего расцвета города. Проникшие в склепы незадолго до катастрофы подземные газы уничтожили бактерии и сохранили в неприкосновенности деревянные столы для приношений с остатками пищи, гребни, шкатулки, украшенные вырезанными из кости фигурками птичек, и даже косметику, которой пользовались также и представительницы древнейшей в мире женской профессии, подобные Рахав.

Тем временем все, кто были за стенами Иерихона, пастухи и пахари, вошли в город, и царь повелел закрыть ворота, а лучникам и копейщикам стать на стены.

Иисус же сказал своим воинам:

Шесть дней по одному разу обходите стены Иерихона 1 . И пусть впереди будут семь священников с семью трубами из бараньих рогов. На седьмой же день обойдите вокруг города семь раз. И пусть священники дуют в бараньи рога. Вы же храните молчание, чтобы никто не слышал голоса вашего, пока не начнете седьмого круга и я не дам вам знак, чтобы воскликнули громовым голосом. И рассыпятся стены Иерихона, и войдете вы в город. Убивайте тогда всех от мала до велика, но не входите в дом, из окна которого будет свешиваться червленая веревка.

Удивились воины этому приказу, но, помня, чем им грозит ослушание, покорно выбрали место, куда не могли достигнуть стрелы и пращные камни иерихонцев, а затем начали обход города. Осажденные были удивлены не менее, чем осаждающие. Шествие людей, обросших волосами, в запыленных одеяниях, вызывало ужас, тем более что пришельцы двигались в полном молчании и лишь бараньи рога время от времени издавали трубные звуки, предвещая городу гибель. На следующий день странное шествие повторилось.

Эти люди сошли с ума! - предположил царь Иерихона.

И как не сойти! - подхватил один из придворных. - Я слышал, что они провели в пустыне сорок лет, сжигаемые зноем, страдая от жажды и голода.

Когда шествие повторилось и на третий день, уже никто из иерихонцев не сомневался, что перед ними сумасшедшие. Воины на стене покатывались от хохота и показывали знаками, что у врагов неладно с головой. Но безумцы продолжали идти, ни на что не обращая внимания.

Они явились и на четвертый день и шли по протоптанному пути, наклонив голову, как бараны, из рогов которых были трубы в руках жрецов.

Им осталось развлекать нас еще три дня, - уверенно сказал один из жрецов Иерихона, знавший священные обычаи приверженцев Яхве. - Седьмой день недели у них день отдыха.

Но бешеные, вопреки своим обычаям, не дали себе отдыха даже в субботу. Более того, они сделали вокруг Иерихона шесть кругов. Но на седьмом круге по знаку Иисуса под губами жрецов взревели бараньи рога, и воины издали такой громкий клич, что от содрогания воздуха рухнули могучие стены, а те, кто был на них, упали и разбились.

И ворвались воины Иисуса в беззащитный город, и истребили мужчин и женщин, детей и стариков, волов, овец и ослов. По окну, из которого спускалась червленая веревка, узнали спасенные Рахав юноши дом своей спасительницы и вывели всех его обитателей в безопасное место.

Медь, серебро и золото Иисус приказал собрать и отдать священникам Яхве. Нашелся только один воин, который нарушил этот приказ, закопав часть добычи в землю.

После этого великий город был предан огню. И произнес Иисус клятву, что каждый, кто восстановит и отстроит Иерихон, будет проклят во веки веков 2 .

1 Возможно, сюжет обхода города связан с церемонией обхода двенадцати камней, расположенных в форме круга.

2 Эта клятва была нарушена во времена иудейского царя Ахаба, когда некий Хиел (Ахиил) был наказан гибелью сыновей за нарушение запрета жить в Иерихоне.

Иногда можно услышать от людей примерно такое выражение: "Ты кричишь прямо, как труба иерихонская!" В данной статье мы попробуем прояснить значение этого словосочетания. Давайте узнаем, что такое "иерихонская труба" - значение этого термина. Для этого придется совершить путешествие в далекое прошлое. А поведает о событии, лежащем в основе интересующего нас выражения, Библия.

Сам упомянутый выше в наше время есть почти в каждом доме. Владельцы Библии могут верить в Бога или сомневаться, но вполне вероятно, что события, связанные с термином "иерихонская труба", имели место на самом деле. Описывается библейская история в Книге Иисуса Навина. Это полководец-завоеватель, который также являлся помощником и учеником пророка Моисея.

Наверное, всем известна библейская история о том, как Моисей в течение 40 лет водил израильский народ по пустыне, а люди постоянно роптали: то им еды мало было, то воды, то себе сделали вместо Бога. Эти события объясняются таким образом: народ Израиля вышел из рабства Египетского, да только рабство не вышло из людских сердец. Они и вели себя, как рабы, постоянно устраивая бунты против пророка Моисея, выражая свое недовольство по малейшему поводу. Не трудно догадаться, что с подобными "воинами" завоевание земли, которую Бог обещал еще Аврааму, было невозможно.

Со временем люди, имеющие рабский дух, вымерли в пустыне, а их дети - новое поколение, достаточно возмужали для того, чтобы войти в Умер и пророк Моисей, завещав Иисусу Навину быть твердым и мужественным, и ввести людей в Ханаан. Теперь Навин стал вождем народа, а Бог засвидетельствовал его авторитет различными чудесами. Некоторые подробности нам придется опустить по причине их многочисленности. Но Иисус Навин и армия нового поколения приняли решение вторгнуться в земли Ханаана по завещанию Моисея и Бога.

И вот, предварительно отправив разведчиков, подошел к городу, называемому Иерихон. Вскоре мы узнаем что такое "Иерихонская труба", точнее трубы, а пока - немного терпения. Этот город был очень хорошо укреплен и окружен мощными стенами. Фактически он представлял собой неприступную крепость огромных размеров.

Бог обращается к Иисусу Навину и заверяет полководца в том, что без всяких сомнений он одержит блистательную победу. Предложенная Господом стратегия ведения осады крепости оказалась несколько необычной. Священство и боеспособные люди должны были семь дней обходить Иерихон. Впереди шла армия во всеоружии, а следом шествовало семеро священников, каждый из которых имел трубу. Начинает проясняться выражение "иерихонская труба", но это далеко не вся занимательная история. Позади семи священников следовали другие, которые несли а уже за ними все остальное население мужского пола.

Итак, священники трубили в свои семь труб, но и остальной народ не безмолвствовал. Точнее, им было строго настрого запрещено подавать голос до того часа, когда Иисус Навин подаст специальный знак. "Воскликните!" - вскричал вождь на седьмой день обхода Иерихона. Народ единодушно и громко воскликнул и стены города пали. Армия ворвалась внутрь и завоевала его. Правда ли это? Судить читателю, но у этого библейского сюжета немало противников, как и у других, описанных в Библии событий.

И тем не менее, некто доктор Брайен Вуд, будучи сотрудником Торонтского университета, относительно недавно обнародовал результаты раскопок, проводившихся именно в месте нахождения древнего города Иерихона. Он и его помощники провели тщательный радиоактивный анализ. Применялись и другие методы исследования. В результате выяснилось, что город действительно был окружен высокими и весьма прочными стенами, которые практически одновременно подверглись разрушению. Вот вам и "иерихонская труба".

Предположительно, великое множество людей, которые кричали в унисон, могли создать которые резонировали с частотой крепких стен. Вот таким образом и произошло их разрушение. Ну а само выражение "иерихонская труба" в наше время имеет такое значение: зычный, трубный, очень громкий голос.

Иерихон, город 7-2-го тыс. до н. э. в Палестине (к северо-востоку от Иерусалима). Открыты остатки укрепленных поселений эпохи неолита и бронзы, руины города с мощными стенами XVIII-XVI вв. до н.э., гробницы и др. В конце 2-го тыс. до н. э. разрушен еврейскими племенами. По библейскому преданию, стены Иерихона рухнули от звуков труб завоевателей («иерихонские трубы»).

После исхода из Египта и смерти Моисея израильтян возглавил Иисус Навин. Согласно воле Яхве, он повел их завоевывать Ханаан. Первым городом на его пути почему-то оказался Иерихон (вопрос не прояснен и до сих пор), хотя он не лежал ни на пути из Египта, ни на пути из пустыни. Город крепость считался неприступным, поэтому Иисус выслал разведчиков. Очевидно, лазутчики подтвердили самые худшие опасения израильтян относительно мощи иерихонских стен, так как предпринятая Иисусом-полководцем тактика осады не имеет аналогов в мировой истории.

Справив пасху, Иисус приказал всему мужскому населению Израиля подвергнуться обряду обрезания, который не применялся со времен Исхода. Вслед за этим израильтяне на протяжении шести дней ходили на безопасном для жизни расстоянии вокруг стен Иерихона.

Шествие возглавляли воины, за ними шли мужчины и дули в дудки и трубы, следом жрецы несли ковчег, а замыкали эту процессию старики, женщины и дети.

Общим числом 4 миллиона человек, все зловеще молчали, воздух оглашали только вой и свист дудок. С удивлением и тревогой стражи на башнях обреченного города наблюдали за каждым перемещением израильтян и докладывали городскому начальству. Они не могли даже вообразить, что означает все это представление. Иерихон бросил вызов израильскому войску и Богу Небесному, но когда его жители увидели могущественное воинство, каждый день марширующее вокруг города и демонстрирующее военную мощь и величие, когда они увидели великолепие священного ковчега и сопровождающих его священников, то впечатляющее таинство этого зрелища вселило страх в сердца князей и народа. Иерихонцы снова и снова проверяли свои мощные защитные укрепления, желая удостовериться, что они в состоянии успешно отразить самую ожесточенную атаку. Многие защитники высмеивали саму мысль о том, что эти странные, необычные действия врагов могли причинить какой-либо вред их городу, но часть воинов была охвачена благоговением и трепетом, взирая на величие и великолепие той процессии, что каждый день величаво обходила Иерихон. Хананеи вспоминали, что сорок лет назад Красное море расступилось перед этим народом и что совсем недавно евреи точно так же посуху перешли через Иордан. Они не знали, какие еще чудеса Бог мог сотворить для израильтян, но наглухо закрыли ворота города и приставили к ним для охраны самых сильных воинов. Осажденные, подозревая магический смысл происходящего, но не сдавались на милость.

На седьмой день Иисус Навин решился на штурм.

Теперь он не ограничился однообразным круговым шествием. Израильтяне обошли стены шесть раз, сохраняя гробовое молчание. А на седьмом круге они громко возопили. Стены не выдержали криков и воплей — и рухнули. Вероятно, вместе с ними попадали в обморок и ханаанейцы… Израильтяне ворвались в город и перебили всех жителей до единого, даже животных. Пощадили только проститутку Раав, которая пустила переночевать израильских лазутчиков. Сам же город был выжжен дотла.

Иерихон (по-еврейски произносится Йерихо ) – известный город, лежавший в пределах колена Вениаминова. Обычное значение слова следующее: благоухающий, благовонный , но, по мнению некоторых толкователей, оно означает месяц или луну , которую могли боготворить основатели Иерихона. В первый раз Иерихон упоминается в Библии в XXII главе кн. Числ. (ст. 1) в следующих словах: и отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона , каковые слова с небольшими изменениями повторяются раз восемь или девять в означенной книге. Гора Нево, в земле Моавитской, равно как и вершина горы Фасги представляются в кн. Второзакония лежащими против Иерихона (). Из третьего стиха XXXIV главы видно, что Иерихон назывался городом Пальм , название, встречаемое и в кн. Судей (), но, вероятно, не об одном и том же месте. По Фюрсту, первая цитата в кн. Судей указывает на известную местность на Синайском полуострове, по другим – на Ен-Гедди . Вторая же цитата в кн. Судей Фюрстом относится прямо к г. Иерихону, который назывался еще городом Пальм даже во времена Ахаза (). Прежде чем израильтяне перешли Иордан, Иисус Навин посылал двух соглядатаев осмотреть землю и Иерихон. В то время в Иерихоне имел пребывание царь, который, услышав о прибытии в город чужестранцев, требовал у Раавы-блудницы выдачи соглядатаев, с тем чтобы наказать их. Город был окружен стеной, имел ворота, а дом Раавы, в котором скрылись юноши на ночлег, находился на стене – обстоятельство, много способствовавшее их бегству, потому что Раав спустила их на веревке через окно, и они, скрываясь три дня в горах, благополучно возвратились затем к Иисусу Навину (). После того Иисус Навин перевел народ через Иордан против Иерихона () и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона, где евреи на равнинах Иерихонских совершили Пасху в 14-й день месяца вечером (). Стены осажденного города чудесным образом пали, по семидневном обхождении вокруг его с Ковчегом Завета и трубных звуках священников. Иерихон был взят, и все в нем было предано мечу и истреблению (). Верою пали стены Иерихона , говорит ап. Павел, по седмидневном обхождении (). По завоевании города Иисус Навин произнес грозное проклятие на того, кто дерзнул бы восстановить оный. На первенце своем он положит основание его, говорил он, и на младшем своем поставит врата его (ст. 25). Так и исполнилось, именно: когда, во дни ц. Ахава, некто Ахиил из Вефиля дерзнул восстановить Иерихон, то, по словам свящ. летописателя, на первенце своем, Авираме, он положил основание его и на младшем своем сыне, Сегубе, поставил ворота его (). При разделении Земли Обетованной южная граница колена Ефремова и северная Вениаминова проходили близ Иерихона, но город был отдан последнему (). Затем мы встречаемся с Иерихоном уже во времена Давида (), хотя, быть может, он находился в означенное время уже в развалинах, так как восстановление оного Ахиилом произошло только в царствование Ахава. Здесь, как в уединенном пустынном месте, имел пребывание пр. Илия; поблизости оного находилось училище пророков, где жили сыны пророческие (), равно как здесь находился источник, вредные воды которого пр. Елисей сделал здоровыми (). Означенный источник существует и доселе и находится в 20 минутах пути от г. Сорокадневной. Войско Навуходоносора поразило и взяло в плен иудейского ц. Седекию на равнинах Иерихонских (). Некоторые из уроженцев Иерихона возвратились из плена () и помогали в восстановлении стен Иерусалимских (). Иерихон неоднократно упоминается в апокрифических книгах. Я возвысилась, как пальма в Енгадди, говорит Премудрость, и как розовые кусты в Иерихоне (). См. также (; и др.). При римлянах Иерихон был царской резиденцией, и здесь умер Ирод Великий. Указания на Иерихон в Новом Завете немногочисленны, но они особенно замечательны в том отношении, что указывают на неоднократное посещение Иерихона Господом (, , ). Кто из нас не читал с душевным умилением трогательную притчу Спасителя о благодетельном самарянине, начинающуюся так: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам (). Дорога, ведущая из Иерусалима в Иерихон, через так называемую пустыню Иерихонскую , по свидетельству путешественников, и в настоящее время небезопасна по причине нередко случающихся на ней разбойнических нападений. Об Иерихоне упоминают также Иосиф Флавий, Страбон, Птоломей, Иустин, Плиний и многие другие древние писатели. Одни из них указывают на исторические судьбы его, другие же – на удивительное плодородие иерихонской местности в древние времена. В царствование Константина и в последующее время в Иерихоне существовала христианская церковь с епископом во главе. Теперь поблизости древнего Иерихона стоит небольшая бедная и грязная деревушка, называемая арабами Эр-Риха, с несколькими бедными хижинами и жалкими обывателями, числом около 200 человек. На месте Закхеева дома видны развалины четырехугольной башни. Вместо прежней роскошной растительности теперь здесь растут одни дикие колючие кустарники; пальмовых деревьев и иерихонских роз, которыми в древности так славился Иерихон, теперь почти не существует. Бальзамовых деревьев также нет, вместо них в изобилии растет дерево цаккум, названное так по имени Закхея, а равно много различных диких цветов. С вершины Сорокадневной горы открываются прекрасные живописные виды на равнину Иерихонскую и на окрестности оной.