Село тайнинское благовещенская церковь. Тайнинская церковь благовещения пресвятой богородицы мытищи. Ныне храм Благовещения в Тайнинском живет правильной богослужебной жизнью. Позади — борьба за возвращение церкви верующим, долгие годы восстановительных

26.12.2023

Церковь Благовещения была построена по указу царя Алексея Михайловича в 1675-1677 годах в бывшем дворцовом селе Тайнинское. Это выдающийся памятник русской архитектуры, редкий по изяществу и богатству украшений. Особенно оригинален главный вход, напоминающий парадное крыльцо живописного деревянного терема. Храм сохранился до наших дней, открыт для верующих, в настоящее время реставрируется.



Первое письменное упоминание о с. Тайнинском (тогда писалось Тонинское, нынешняя форма появилась при Екатерине II) относится к 1410 г. - в завещании героя Куликовской битвы князя Владимира Андреевича Храброго. Владея третью Москвы и имея титул князя Серпуховского, он, тем не менее, большую часть жизни провёл в своих подмосковных сёлах. Затем селом владела его вдова Елена. В середине XV в. великий князь Московский Василий Васильевич Тёмный завещал село своему сыну Андрею. Сюда часто приезжал царь Иоанн Васильевич Грозный.

В начале XVII в. церковь здесь была деревянная, в 1647 г. в Тайнинском 27 дворов крестьян, 2 двора нищих и 3 двора сторожей (двор - единица налогообложения, в один двор могли входить несколько семей). В селе стоял путевой дворец, в котором останавливались цари во время походов на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. В 1675 г. по указанию царя Алексея Михайловича (1629-1676) при дворце построена каменная ныне существующая церковь Благовещения. Но освящена она была уже при царе Феодоре Алексеевиче (1661-1682): "Лето 7186 (1677), сентября в 6-й день по государеву цареву и великого князя Феодора Алексеевича всея Руси самодержца указу, новопостроенную церковь Благовещения Пречистыя Богородицы подготовить к освящению сентября к 9 числу». Приделы храма - святых праведных Захария и Елизаветы и Ильи Пророка.

Храм имеет уникальное крыльцо, две лестницы поднимаются на второй этаж с площадки, перекрытой огромной каменной бочкой. В Тайнинском Лжедмитрий заставил привезённую из монастыря царицу Марию Нагую (в инокинях Maрфу) признать его своим сыном. В 1730-х гг Тайнинскоекое - вотчина царевны Елизаветы Петровны (1709-1761). Став императрицей, она в 1749 г. на месте разобранного дворца царя Алексея Михайловича построила новый деревянный дворец. Он располагался как бы на полуострове, при слиянии рек Яузы и Сукромки (между церковью и памятником Николаю II). На месте дворца теперь стоят сараи и склад. В 1751 г. по высочайшему именному указу велено в церкви с. Тайнинского сделать вновь тёплый придел святых праведных Захария и Елизаветы.

В 1929 г. храм был закрыт. В нём размещались клуб, потом хлебный магазин, общежитие, мясной цех, склад утильсырья, фабрика декоративной игрушки, столярная мастерская.

В 1989 г. храм был возвращён верующим и восстановлен. У алтаря - могила архимандрита Тихона (в схиме Пантелеймона) Агрикова (1918-2000), бывшего преподавателя Московской Духовной академии и насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, автора книги "У Троицы окрыленные", православного подвижника, человека высокой духовной жизни, перенёсшего тяжёлые испытания, много лет находившегося в затворе.

Неподалеку, над р. Яузой, стоит памятник царю-мученику Николаю Александровичу, созданный в 1990-х гг. скульптором В.М. Клыковым. Памятник был взорван террористами и восстановлен.

Из книги: Храмы Мытищинского района, сост. свящ. Олег Пэнэжко. Ликино-Дулево, 2002.



Благовещенский храм возвели в дворцовом селе, стоявшем на пути из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. Появление здесь каменной церкви стало своеобразным подтверждением высокого статуса Тайнинского - причём не только в качестве одного из главных пунктов царских паломничеств в обитель преподобного Сергия Радонежского, но и как любимого места охотничьих забав государя Алексея Михайловича. В конце своей жизни государь Алексей Михайлович задумал украсить любимое Тайнинское невиданным каменным храмом, который, как нам теперь видится, больше подходил столичным улицам, а не сельской местности. Но слово самодержца - закон, и в 1675 году в селе развернулись большие строительные работы. Они продолжались два года - освятили храм, снабжённый уникальным крыльцом с огромной бочкой в центре, 9 сентября 1677 года уже при унаследовавшем российский трон царе Фёдоре Алексеевиче. За три дня до освящения государь сделал богатый вклад в новопостроенную церковь. Часть икон старого письма каменный храм получил от прежней деревянной Благовещенской церкви.

Петра I старые дворцовые сёла не интересовали, и он с удовольствием "избавлялся" от них - Тайнинское государь подарил своей сестре Наталье, от которой оно перешло к Екатерине I; после смерти жены Петра I во владение селом вступил юный император Пётр II, тут же передавший его тётке - цесаревне Елизавете Петровне. Тайнинское досталось ей уже без дворца - тот сгорел в 1727 году. Ещё будучи цесаревной, в 1740 году, Елизавета Петровна озаботилась постройкой нового дворца. Елизавета Петровна любила отдыхать в Тайнинском (в роще за рекой имелась "будка для стреляния тетеревов в 23 окна"), плескалась в прудах, развлекалась незатейливыми играми с крестьянскими девушками, о чём сохранились воспоминания участниц этих игр, которых царица не забывала одаривать лентами. Последний раз императрица бывала здесь в 1767 году, направляясь в Троице-Сергиеву лавру. Елизавета Петровна не оставляла Благовещенский храм без внимания. Ещё в 1751 году она повелела устроить в северной части трапезный придел, однако по разным причинам освятили его - во имя святых Захарии и Елисаветы - лишь в 1763 году, уже после смерти царицы.

В 1812 году храм сильно пострадал от французов. В нём они устроили настоящий огненный шабаш - после изгнания оккупантов Благовещенский храм пришлось восстанавливать и освящать заново. В нач. ХIХ века церковь утратила статус царского домового храма, превратившись в обычную приходскую. В 1882 году в трапезной появился ещё один придел - Ильинский.

В 1929 году большевики храм закрыли, устроив в его стенах клуб. После в помещении располагалась булочная, мясной цех, склад утильсырья, фабрика декоративной игрушки, металлообрабатывающие мастерские. На месте уничтоженного кладбища устроили футбольное поле. Каждый новый "хозяин" кроил памятник под себя, абсолютно не озабочиваясь его историко -культурной ценностью. Комиссия, обследовавшая храм в 1945 году, меланхолично отмечала: "Выломаны все перекрытия, двери, оконные переплёты с коробками. Кресты сломаны, главы раскрыты. Здание внутри загажено... Замечательный памятник стоит в полном забросе и забвении..."

В 1989 году Благовещенский храм был возвращён верующим. Церковь в Тайнинском можно отнести к лучшим образцам "русского узорочья", во многом наследующего отечественной храмовой архитектуре ХVI века - но с особым вниманием к обильной декорировке экстерьера. Благовещенский храм представляет собой двусветный четверик, увенчанный рядами кокошников и пятиглавием и дополненный с запада трапезной с двухэтажной обходной галереей. Церковь поражает изысканным декором. Декоративное убранство характерно для "русского узорочья". Особенно хороши резные наличники окон, нагруженные множеством мелких деталей. Как изящно выполнены наличники узких окон второго света, прорезанных в основном четверике, - словно движущиеся вертикали завершены шестилопастными сандриками.

Основной четверик храма венчают два ряда кирпичных кокошников со слабо выраженным килевидным завершением и сильно утоплёнными тимпанами. Во второй половине ХVII столетия этот элемент уже доживал свой век, с распрстранением барокко он на без малого двести лет исчезнет из русской храмовой архитектуры - до стилистических новаций Константина Тона. Барабаны глав украшены аркатурно-колончатым поясом. Декорировка выполнена крупно, на грани аляповатости, однако мастера, строившие храм, сумели на этой грани удержаться. Центральный световой барабан выше боковах глухих. Снизу барабаны окружены кокошниками (по четыре на каждый барабан). Крыльцо - наиболее оригинальная часть Благовещенского храма. Из нижней его части два широких лестничных пролёта ведут на второй этаж галереи. В центре - массивная полая бочка. Над верхними площадками крыльца возвышаются гранёные шатры, основания которых украшены кокошниками. Северные и южные двери храма снабжены перспективными порталами. Тоже элемент вполне традиционный для средневековой отечественной архитектуры, но в данном случае он почти избыточен, есть в этих порталах уже что-то маньеристское. Основной четверик Благовещенского храма представляет собой бесстолпный объём с сомкнутым сводом. Его размеры в горизонтальном разрезе: 8,6х9,2 метра. Трапезная, равная по ширине основному четверику, короче - её длина составляет около 6 метров. Толщина стен - около полутора метров. Помимо центрального престола, освящённого в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в трапезной имеются два придела: северный освящён во имя святых Захарии и Елисаветы, южный - во имя Илии Пророка. В подклете храма есть ещё один придел (крестильный) - в честь Собора новомучеников и исповедников Российских.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №209, 2016 г.



Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в начале XVII ст. была деревянная, время построения ее неизвестно. При Благовещенской церкви в 1646 г. находились: «во дворе поп Тимофей Филиппов, во дворе просвирница Устиница».

В книге казенного приказа за 1678 г. под статьею о Благовещенской церкви написано: «24 января, по указу св. патриарха, с сей церкви доимку на прошлые 1675-77 гг. велено очистить и впредь не писать, потому что в тех годах строена каменная вновь, службы в ней не было, а приходские люди того села Танинского, Тайнинское тож, и деревень были в приходе к церкви Богоявления Господня, что построена на церковной Никольской пустовой земле, и в прошлом году обложена данью и писана в приходной книге».

Село Тайнинское в начале XVII ст. - дворцовое, Московского уезда, Бохова стана. В 1646 г. в селе числилось 27 дворов крестьянских, 2 двора нищих, 3 двора сторожей; в 1678 г. - 31 двор крестьянский, 2 двора дворовых сторожей, двор скотный, 2 двора бобыльских и двор приказчиков.

Св. патриарх Адриан 9 сентября 1693 г., отправясь из Москвы в свои патриаршии домовые села Владыкино и Пушкино, и, идучи в село Пушкино, 10 сентября в дворцовом селе Тайнинском слушал божественную литургию и после литургии пожаловал той церкви попу Никите на молебен рубль, дьячку, пономарю и просвирне по гривне».

Московская сенатская контора в отношении своем в сентябре месяце 1751 г. правительствующему сенату писала: «по указу ее императорского величества правительствующего сената контора, по доношению собственной ее императорского величества вотчинной конторы, коим объявляла - 16 августа сего года велено, по ее высочайшему именному указу, в селе Тайнинском в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в трапезе сделать вновь теплый придел во имя св. и праведных Захария и Елисаветы и алтарь, и святые образа написать вновь по достоинству и всякую утварь исправить все вновь же и требовала оная контора, чтоб во исполнение оного высочайшего именного указа повелено было к архитектору Ухтомскому послать указ, дабы он в показанном селе Тайнинском в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в трапезе место, где быть приделу, осмотрел и при исправлении того придела за подрядчиками и за мастеровыми людьми для смотрения и показания в том строении определить от себя кого подлежит; приказали: в показанном селе Тайнинском в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в трапезе, где быть приделу, осмотреть архитектору князю Ухтомскому и тот осмотр сообщить в собственную ее императорского величества вотчинную контору немедленно и о том к нему архитектору князю Ухтомскому и для ведома в собственную вотчинную контору указы послать и правительствующий сенат да благоволит о том быть известен».

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.». Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.

Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском возвели в дворцовом селе, стоявшем на пути из Москвы в . Появление здесь каменной церкви стало своеобразным подтверждением высокого статуса Тайнинского — причем не только в качестве одного из главных пунктов царских паломничеств в обитель , но и как любимого места охотничьих забав .

В конце своей жизни государь Алексей Михайлович задумал украсить любимое Тайнинское невиданным каменным храмом, который, как нам теперь видится, больше подходил столичным улицам, а не сельской местности. Но слово самодержца — закон, и в 1675 году в селе развернулись большие строительные работы.

Тайнинскую церковь строили два года — освятили храм, снабженный уникальным крыльцом с огромной бочкой в центре, 9 сентября 1677 года уже при унаследовавшем российский трон . За три дня до освящения государь сделал богатый вклад в новопостроенную церковь.

Торжества отгремели, и Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском начал свою жизнь в дворцовом селе. Никто не предполагал тогда, что недалеки времена, когда младший сын Алексея Михайловича, царь-реформатор Петр I, обратит свои взоры на север, а прежние царские села постепенно придут в упадок.


Саша Митрахович 02.05.2018 07:44


На фото: На протяжении веков Благовещенский храм в Тайницком практически не подвергался перестройкам и исправлениям — в нем велся только текущий ремонт. И на этом рисунке середины 1850-х годов он выглядит так же, как выглядел в конце XVII столетия.

«Тайнинская церковь не имеет своей летописи», — сетовал один из авторов середины XIX века. Если говорить точнее, то история Тайнинской церкви совпадает с летописью дворцового села. С начала 1930-х годов в собственно церковной летописи и вовсе возник перерыв, преодолеть который удалось лишь на излете 1980-х годов.

Ко времени владения относится и некоторые переделки, коснувшиеся интерьера храма Благовещения в Тайнинском .

Благовещенский храм в Тайнинском Елизавета Петровна не оставляла своим вниманием. Еще в 1751 году она повелела устроить в северной части трапезной придел, однако по разным причинам освятили его — во имя святых Захарии и Елисаветы — лишь в 1763 году, уже после смерти царицы.

В 1812 году храм Благовещения сильно пострадал от французов. Севернее Мытищ захватчики не продвинулись — их остановили густой туман, необъяснимый страх и слухи о том, что ближе к сосредоточено огромное количество русских войск (на самом деле обитель прикрывали лишь малолюдные казачьи отряды).

В народе про французов говорили, что это «преподобный Сергий их ослепил». Зато в захваченных селах (Тайнинское, Большие Мытищи и другие) французы устроили настоящий огненный шабаш — после изгнания оккупантов Тайнинскую церковь пришлось восстанавливать и освящать заново. Около этого времени (по другим сведениям, еще раньше) церковь утратила статус царского домового храма, превратившись в обычную приходскую.

В 1929 году большевики закрыли Благовещенский храм. Он переживал годы унижений и кощунств. В здании последовательно размещались клуб, булочная, рабочее общежитие, мясной цех, склад утильсырья, фабрика декоративной игрушки, металлообрабатывающие мастерские. На месте уничтоженного кладбища устроили футбольное поле.

Каждый новый «хозяин» кроил памятник под себя, абсолютно не озабочиваясь его историко-культурной ценностью. Комиссия, обследовавшая храм в 1945 году, меланхолично отмечала:

«Выломаны все перекрытия, двери, оконные переплеты с коробками. Кресты сломаны, главы раскрыты. Здание внутри загажено... Замечательный памятник стоит в полном забросе и забвении...»

Слава Богу, богоборчество в нашей стране обрело свой бесславный конец. В 1989 году Благовещенская Тайнинская церковь была возвращена верующим.


Саша Митрахович 02.05.2018 08:38


Ныне храм Благовещения в Тайнинском живет правильной богослужебной жизнью. Позади — борьба за возвращение церкви верующим, долгие годы восстановительных работ, формирование прихода, зарождение новых традиций. Сейчас в Тайнинской церкви в дни, когда совершаются богослужения, всегда многолюдно.

Удивительно — для того чтобы Тайнинскую Благовещенскую церковь вернули верующим, понадобилось вмешательство тогдашнего советского премьер-министра Н.И. Рыжкова.

Обезображенное советским хозяйствованием здание Благовещенского храма принялись приводить в порядок именно активисты — на собственный страх и риск. Местные власти им не мешали и даже помогали техникой — как позже выяснилось, из корыстных целей: они планировали устроить в бывшей церкви гостиницу.

Рыжков, внимательно выслушав инициаторов восстановления храма, во-первых, поставил крест на идее отдать прихрамовую территорию под станцию аэрацию, а во-вторых, попросил руководителей района передать храм верующим. Просьба эта, по существу, являлась приказом — и в 1989 году Благовещенский храм был возвращен Церкви.

Первую Литургию в возрожденном храме отслужили 21 сентября 1990 года, на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Прихожане помогали обустраивать храм — участвовали в ремонте, несли в церковь иконы, православные книги, необходимую утварь.

Одновременно закладывались новые традиции — действовала воскресная школа для детей, проводились занятия по церковному пению, организовывались беседы для взрослых прихожан, наполнялся фонд общедоступной библиотеки.


Саша Митрахович 02.05.2018 11:22


Архитектуру Тайнинской церкви можно отнести к лучшим образцам «русского узорочья», во многом наследующего отечественной храмовой архитектуре XVI века — но с особым вниманием к обильной декорировке экстерьера.

Этот стиль переживал свой расцвет при , а позже был «закрыт» быстро вошедшим в моду барокко. При этом есть один элемент, ставящий Благовещенский храм несколько особняком в ряду иных шедевров «русского узорочья». Это — особая конструкция его крыльца, отсылающая нас к деревянному церковному зодчеству, в развитии которого особенно постарались северные мастера.

Шатры в храме Благовещения украшают боковые фрагменты двухэтажного крыльца. Необычный вид крыльцо получает не благодаря своей двухшатровости; главная причина этой необычности — завершение центральной части крыльца полой бочкой, традиционным украшением северных деревянных церквей. Использование бочки в данном случае — прием почти уникальный в каменном строительстве, аналоги ему подыскать трудно: бочки мы видим лишь в некоторых церквах рубежа XIX—XX веков, но это уже сознательная стилизация, характерная для эпохи эклектики и модерна.

В остальном Благовещенский храм представляет собой двусветный четверик, увенчанный рядами кокошников и пятиглавием и дополненный с запада трапезной с двухэтажной обходной галереей. Церковь поражает изысканным декором, заставляющим плоскости стен почти буквально двигаться, «дышать».


Саша Митрахович 02.05.2018 11:38


Тайнинский Благовещенский храм имеет четыре входа: два (с севера и юга) в основном четверике, один (с юга) в трапезной и один с запада, через крыльцо. Западный, ведущий в трапезную, разумеется, считается главным, он обычно и открыт.

Трапезная церкви имеет довольно своеобразное устройство — и всё благодаря окружающей ее галерее. Первый этаж галереи открыт в трапезную, северный и южный его рукава соединены с нею двумя широкими арочными проемами — в этих рукавах, в восточной части, устроены приделы:северный во имя святых Захарии и Елисаветы и южный во имя Илии Пророка.

Второй этаж галереи тоже имеет по два арочных проема с севера и юга. Разделяющий первый и второй этажи фрагмент стены украшен большими ширинками. Любопытно, что обходная галерея несколько длиннее трапезной и «захватывает» основной четверик — в этих местах из нее в главный храм прорезаны окошки.

В XVII веке они были закрыты слюдой, сами же эти помещения предназначались для царской семьи — здесь во время богослужений находились, никем не видимые, царица, царевны и царевичи.

С основным четвериком, как и с первым этажом галереи, трапезная визуально образует одно целое, так как стена, их разделяющая, представляет собой, по существу, лишь два квадратных столпа. Таким образом, несмотря на сложное многосоставное устройство интерьера Благовещенского храма, он не смотрится суммой «отдельных слагаемых», а воспринимается как единое пространство.

Основной четверик — бесстолпный, перекрыт сомкнутым сводом. Центральный световой барабан ныне закрыт перемычкой, то есть его окна на улучшение освещенности храма «не работают». Впрочем, хватает и расположенных в два ряда окон — недостатком освещения четверик не страдает. Оштукатуренные стены здесь лишены каких бы то ни было украшений — надо думать, когда-нибудь они будут покрыты росписями.

Трехапсидный алтарь отделен от помещения для молящихся стеной, к которой с западной стороны примыкает нарядный семиярусный иконостас с «витиевато» резными царскими вратами. Боковые апсиды соответствуют жертвеннику и диаконнику. Алтарь — единственное место Благовещенского храма, стены и своды которого расписаны. Почти год ушел на выполнение этих фресок — кстати, по технологии стенописи, относящейся к XVI веку.

Село Тайнинское впервые упоминается в духовной грамоте удельного князя Владимира Андреевича Храброго (Донского) в 1401 году. При Иоанне Грозном здесь были выстроены хоромы, которые он посещал по случаю торжеств или в сложные периоды своей жизни. После кончины любимой супруги Анастасии он сделался особенно жестоким и часто с толпою опричников приезжая в Тайнинское, безжалостно карал своих врагов. Наведывался в Тайнинский дворец и Борис Годунов, сумевший взять власть в свои руки вскоре после смерти Иоанна Грозного. Он устраивал здесь обеды для своих приближенных. В январе 1599 года по приказу Годунова в Тайнинском встречали семейство сибирского хана Кучума, чтобы затем препроводить в Москву. После внезапной кончины Бориса Годунова, 18 июня 1605 года в село Тайнинское была доставлена бывшая царица Мария Нагая для свидания с Лжедмитрием I. Она искусно представляла нежную мать, народ плакал, видя, как почтительный сын шел пешком подле ее кареты. Спектакль удался, и это позволило Лжедмитрию I венчаться на царство. Но уже в мае следующего года самозванец был разоблачен и казнен. Новый авантюрист Лжедмитрий II, прозванный в народе вором, некоторое время располагал здесь свой стан. Особенно знаменитым село Тайнинское стало благодаря располагавшемуся в нем второму, после Алексеевского, царскому дворцу, построенному в XVII веке при Алексее Михайловиче Романове.



На месте слияния двух рек Яузы и Сукромки построили плотину, вода широко разлилась, а посредине образовался остров . Именно на нем и располагался царский дворец. Отправляясь на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, государи останавливались здесь на отдых. Особенно оживлялась жизнь в Тайнинском между 22 и 28 сентября (по старому стилю), когда царское семейство отправлялось на празднование дня преставления преподобного Сергия Радонежского, а затем возвращалось в Москву. В окрестностях Тайнинского царь часто устраивал соколиную охоту. После 1677 года жизнь в Тайнинском надолго затихла. Оно по-прежнему оставалось царской вотчиной, но Петр I уже мало интересовался им, облюбовав себе другое место. Однако царь продолжал заботиться о благосостоянии села, связанного с памятью его предков. Позднее Петр I передал Тайнинское своей любимой сестре Наталье Алексеевне, но она родовым имением не интересовалась, и старый дворец продолжал ветшать. После ее смерти село перешло к жене Петра I, а потом к наследнику престола Петру II, который подарил его своей тетке Елизавете Петровне. Так оно оказалось в руках будущей императрицы. Старый дворец сгорел в конце декабря 1727 года. После пожара осталась лишь «мыльня и купальня». Елизавета Петровна посещала село и хотела построить новый дворец, но средств на это не находилось. Лишь летом 1740 года начали строить хоромы. 14 февраля 1749 года последовал указ о постройке в Тайнинском нового дворца.



Дворец представлял собой прямоугольник, по краям высились две башенки, а в центре – более массивная башня-восьмерик. имел два больших крыльца и одно малое, был обит тесом и выкрашен в желтый цвет с белыми наличниками окон и черной крышей. В здании имелось два зала и шестнадцать комнат. На первом этаже находилось двенадцать комнат, каждая из которых была оклеена бумажными обоями определенного цвета и имела изразцовую печь. В соответствии с цветом обоев подбирался тон занавесок, скатертей, половых ковров и обивка мебели. На стенах комнат крепились медные подсвечники, зеркала в золоченных и черных рамах, образа. Из прихожей первого этажа винтовая лестница вела на второй этаж, где находились четыре комнаты и зал, стены и потолки которых были обиты выбеленным холстом. Из дворца крытый переход вел в «мыльню». Немного поодаль располагались здания для кухонь и погреб с чуланами. На территории дворца имелись беседки, круглые и маховые качели. Екатерина II, пришедшая к власти после смерти Елизаветы Петровны, также посещала Тайнинское, где любила отмечать свой день рождения. Она решила расширить дворцовый ансамбль, сделав его более удобным для отдыха. В 1763 году последовал указ о новых постройках при дворце. К концу лета следующего года рядом с Елизаветинским дворцом вырос двухэтажный кавалерский корпус, предназначенный для размещения царской свиты. Стены его были выкрашены в яркий цвет охры, а крыша в красный цвет. От него к дворцу вел деревянный переход. Весь дворцовый ансамбль был обнесен решетчатой изгородью с двумя воротами и выкрашен в зеленый, желтый и белый цвета.



Последнее посещение села Тайнинского Екатериной II было в 1767 году, после чего уже никто из членов императорской фамилии не навещал старинную родовую вотчину. В это время в селе Большие Мытищи началось строительство Московского водопровода, и комиссия по его устройству разместилась в предварительно отремонтированном дворце. После окончания строительства водопровода в 1787 году надобность в тайнинских постройках отпала, и они постепенно пришли в запустение. При этом Тайнинское получает двойное управление – его центральная часть и территория бывшего конюшенного двора остались в Дворцовом ведомстве, а управительский, житный и скотные дворы и село были переданы в Экономическое ведомство, и через несколько лет дворец из места увеселения и отдыха царей был превращен в канцелярию. В 1796 году Тайнинское вместе со своими землями императорской фамилии передали в Департамент уделов. В 1818 году дворец пришел в такую ветхость, что было предложено его разобрать, однако в 1824 году он неожиданно сгорел. Единственным памятником дворцового царского комплекса села Тайнинского, дошедшего до наших дней, является каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Это жемчужина православной архитектуры не только мытищинской земли, но и всей России. В 1627 году в селе появился деревянный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а в 1675 году по указу Алексея Михайловича был заложен ныне существующий каменный.



Его освятили 9 сентября 1677 года, уже при царе Федоре Алексеевиче. Несколько старинных икон перешло в новый храм из стоящего здесь раньше деревянного. Благодаря стараниям вкладчиков и прихожан иконостас стал шестиярусным, с богатыми окладами. Главный образ Благовещения был в серебряной ризе, украшенной жемчугом. Исследователи отмечали, что красивый и обширный каменный храм похож более на соборный городской, чем на сельский приходской. Главным украшением храма является прекрасное, не имеющее себе равных крыльцо . Вплоть до конца XVIII века кресты храма были деревянными. Пол – дубовый и только в алтаре каменный. Колокольня, предположительно, размещалась в том же правом шатре, что и сейчас. В 1751 году по указу императрицы Елизаветы Петровны в северной части трапезной был устроен, а в 1763 году освящен придел святых праведных Захарии и Елизаветы. В 1812 году храм разграбили французы, но вскоре его восстановили и вновь освятили. В начале 20-х годов XIX века храм из царского становится приходским. В храме были поставлены деревянные съемные утепленные ставни, отгораживающие зимнюю часть храма от летней. В 1882 году на средства благотворителей был устроен новый придел – в честь святого пророка Илии. Он помещается в южной части трапезной. Службы проводились поочередно в двух приделах – праведных Захарии и Елизаветы и пророка Илии. К началу XX века насчитывал уже семь ярусов. В 1929 году храм был закрыт. Подо что только не использовалось монолитное сооружение конца XVII века!



Сначала здесь размещался клуб, что было традиционно в первые годы существования Советского государства. Затем место клуба занял хлебный магазин. В 1935 году здание приспособили под общежитие рабочих Мытищинского машиностроительного завода. В тот «достославный» период кладбище при церкви было срыто, а на его месте устроили футбольное поле. Началась война. В 1941 году общежитие ликвидировали. При этом были выломаны все перекрытия, двери, оконные переплеты с коробками. Кресты сломаны, главы раскрыты. Здание внутри загажено. Использование храма Благовещения для бытовых и государственных целей не прекращалось. В нем размещался мясной цех, склад утильсырья, фабрика декоративной игрушки, металлообрабатывающие мастерские и другие предприятия. Лишь в 1989 году храм наконец был возвращен верующим и начал восстанавливаться. На примыкающей территории сохранились остатки старого кладбища, четыре современные хозяйственные постройки и сторожка. Первоначальная ограда утрачена. В восстановлении храма принимали участие люди разного возраста: от детского до преклонного, а вот настроение у всех было одинаково праздничное. Это был первый храм, открытый и переданный православной общине в городе Мытищи. В день Рождества Богородицы – 21 сентября 1990 года, после 60-летнего поругания и разорения, в храме была отслужена первая Божественная Литургия.


Фотографии храма за 1980 год



Сейчас при храме Благовещения Пресвятой Богородицы живет и действует православная община. Регулярно проводятся богослужения. По благословению бывшего настоятеля протоиерея Владимира Агрикова в храме возрождена древняя традиция народного церковного пения, что очень помогает прихожанам быть не гостями в храме, а активно участвовать в богослужении. В нижнем храме, освященном в честь Новомучеников и исповедников Российских совершается Таинство Крещения. Уже несколько лет при храме работает детская воскресная школа. Под руководством опытных преподавателей ребята осваивают азы православия, изучают основы церковного пения, рисуют, готовятся к праздникам, устраивают чаепития и экскурсии. После воскресной Божественной Литургии на хорах храма проводят беседы для взрослых. Готовят беседы сами прихожане. В это же время работает библиотека, где можно найти православные книги, аудио и видео диски. Неподалеку от храма стоит святому царю-мученику Николаю II, повторно созданный в 2000 году скульптором Вячеславом Клыковым. К сожалению, этот памятник облюбовали раскольники, приверженцы епископа Диомида (изверженного из сана в 2008 году), которые устраивают возле него так называемый «чин всенародного покаяния». Перед алтарем храма находится архимандрита Тихона Агрикова, в схиме Пантелеимона. Отец Тихон, преподаватель Московской Духовной академии и насельник Троице-Сергиевой Лавры, православный подвижник, прошедший всю войну и многие годы находившийся в затворе, известен как автор книг «У Троицы окрыленные», посвященной монахам Лавры, «Матерь Света» и других...


Официальный сайт




Священнослужители храма

Протоиерей Владимир Агриков

Игумен Сергий Агриков

Священник Вячеслав Румянцев


Видео

Знакомство с протоиереем Владимиром Агриковым

Похороны архимандрита Тихона Агрикова

Благовещенский храм в Тайнинском



Протоиерей Владимир Агриков родился 19 октября 1938 года в поселке Трудфронт Искрянинского района Астраханской области в благочестивой семье рабочего Александра Петровича Агрикова. Впоследствии Александр Петрович был рукоположен во священника, служил в Белгородской области, а после смерти супруги принял монашество с именем Алексий и скончался в сане игумена. Мать будущего пастыря, Антонина Елеазаровна, постаралась дать сыну религиозное воспитание. Скончалась она сравнительно рано, в возрасте 43 лет. В детстве у Владимира были краткие, но на всю жизнь запомнившиеся встречи с правящим архиереем Астраханской епархии архиепископом Филиппом Ставицким (+1952), который предсказал мальчику, что тот будет священником. В 1954 году Владимир закончил 8 классов средней школы в поселке Трудфронт и отправился работать на Николо-Комаровский завод (Астраханская область). В 1957 году, исполняя благословение матери и Владыки Филиппа, он поступил в Московскую Духовную семинарию, а затем и в Академию, которую окончил в 1965 году со степенью кандидата богословия. Большое влияние на духовное возрастание молодого студента в те годы оказал его родной дядя – насельник, а впоследствии духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Тихон Агриков (+2000). Жажда знаний побудила отца Владимира продолжить обучение в аспирантуре при Московской Духовной Академии. Годы учебы в Духовных школах, как говорит сам отец Владимир, прошли «на одном дыхании» и, несмотря на многие трудности, оставили в памяти самые лучшие и светлые воспоминания. В 1964 году Владимир архиепископом Тульским и Белевским Алексием Коноплевым (+1988) был рукоположен в сан диакона, а 14 января 1965 года епископом Саратовским и Волгоградским Пименом Хмелевским (+1993) был посвящен в пресвитерский сан. После окончания трехгодичной аспирантуры отец Владимир был направлен Учебным комитетом в Ярославскую епархию и определен на сельский приход в селе Вашка. В течение четверти века он ревностно нес нелегкое бремя священнического служения в Никольском храме села Вашка. В 1976 году отец Владимир был возведен в сан протоиерея. В 1993 году протоиерей Владимир перешел в Московскую епархию и назначен в штат Владимирского храма города Мытищи. 10 сентября 1997 года он был назначен настоятелем храма Благовещения Пресвятой Богородицы села Тайнинское Мытищинского района. 1 октября 2009 года, по состоянию здоровья, отец Владимир был освобожден от послушания духовника Московской епархии, которое нес много лет. Является членом Богослужебной комиссии Московской епархии. Женат, имеет сына (игумен Сергий Агриков) и двух дочерей. Митрополит Александр Агриков – младший брат отца Владимира.

Настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском, рассказывает о послушании и духовничестве:

Мой духовник — архимандрит Тихон (Агриков)

— У меня духовник похоронен за моим храмом. Он скончался в 2000 году. Брат моего отца — , в схиме — Пантелеимон. При нем я поступил в Московскую духовную семинарию в 1957 году. Я очень любил учиться. Окончил семинарию, академию, трехгодичную духовную аспирантуру, но я всегда слушался своего духовника.

Он мне советовал еще участвовать во всех кружках, которые у нас были — во всех этих кружках я и занимался. Был кружок скрипки — я играл на скрипке. А еще были кружки фортепиано, английского языка, иконописи и регентства. Больше меня как-то в регентство тянуло, я был регентом среди узкого круга в академии, и мне дали потом удостоверение, что я могу хором управлять.

Но мне все это нравилось. Вся учеба в духовном плане мне очень нравилась. Я учился с большим внутренним удовлетворением. Одиннадцать лет я изучал богословие и так его полюбил, что сейчас участвую в Богослужебной комиссии Московской епархии по благословению митрополита Ювеналия . Эта комиссия заседает в Сергиевом Посаде, нас несколько человек. Мне это очень нравится, мы редактируем церковные службы.

А моей жене это очень не нравится, она говорит: «Что ты можешь там сказать хорошего?» Она меня на эту комиссию порой не пускает, и я вынужден слушаться, чтобы не было семейного конфликта. А мне так хочется на эту комиссию!

Что касается духовника, я его слушал во всем

Но что касается духовника, я его слушал во всем. Он был преподавателем в семинарии и академии, следил за моим образованием. Он говорил: «Так! Что-то у тебя “троечки”» . Я сразу подтягивал, чтобы у меня были «четверки». Но любовь к учебе у меня была просто необыкновенная.

Я уже оканчивал академию, когда пришло время принимать сан, а для этого надо было жениться. Девочки у меня никакой не было, и духовник мне так говорил: «Ты сначала учись, а невесту тебе преподобный Сергий пошлет». Понравилась мне одна девушка. Пришёл я к отцу Тихону и говорю: «Вот, батюшка, мне такая девочка нравится». Он отвечает: «Вера? Нет, она тебе не годится, она тебе не подойдет». И я его и на ней не женился. А он был духовником, всех девчонок знал. Потом я привел к нему свою будущую жену. Он говорит: «Ну, вот эта тебе подойдет, поговори с ней». Я с ней поговорил — и создался наш брак. Мы живём вместе пятьдесят два года, у нас трое детей родилось. Мы их вырастили. Все они получили высшее образование, все врачи.

Я старался и стараюсь свою жену слушать. Пусть это мне порой не нравится, но я никогда не настаиваю.

Мне семьдесят шесть лет. Я сам уже являюсь духовником для тех, кто ко мне приходит. И я вынужден сказать, что у многих из них нет полного , а для меня это очень большое испытание. Я очень расстраиваюсь от этого, потому что вижу, что их жизнь неправильно сложится.

Вот, была сегодня одна девушка, которая при мне выросла. Выбрала себе мальчика и ко мне его привезла. Я посмотрел: а она превосходит его по развитию и не будет им в жизни довольна. Я ей и говорю: «Ты не будешь довольна своим выбором. Разочаруешься — и его сделаешь несчастным и себя». Она заплакала. Сидит и плачет. Или она его уже любит? А я смотрю на него и вижу, что он ей просто не подходит. Говорю девочке: «Поищи ещё!» Она-то окончила юридический институт, а он человек недалекий. Ей нужен муж по развитию.

Духовное руководство — никакое не начальствование, а мука

Вы поняли, что духовное руководство — это никакое не начальствование, а мука? Потому что видишь судьбы людей, знаешь, к чему может привести их выбор, и ничего не можешь исправить. Вот в этом трудность духовничества.

Есть в Псково-Печерском монастыре . Я его помню ещё по лавре. Ходила около него одна девочка небольшого росточка, непривлекательная, и говорила (я просто слышал это): «Хочу замуж выйти!» Батюшка ей: «Нельзя тебе замуж выходить! Не будет тебя муж ценить». А ей очень хотелось. И она родила ребенка. А потом я видел, что она с этим ребенком ходит за отцом Адрианом. То есть у нее не сложилось что-то семейное, и она опять пришла со своими горестями к батюшке, хотя он ее предупреждал и говорил, что у нее не сложится жизнь. Она его не послушала.

Сейчас духовников мало, потому что люди стали все своевольные

Поэтому сейчас духовников мало, конечно. И почему мало — потому что люди стали все своевольные. Все живут так, как им хочется, и поступают так, как им хочется. Поэтому Господь и не дает духовников.

Я тоже духовник посредственный. Какие вопросы решаю? Да, бытовые какие-то: квартиру разменивать — не разменивать, от мужа уходить или нет (смеется ). Ну, это простейшие вопросы! Что я от своего скудного ума могу посоветовать? Просто какой-то жизненный опыт наработался: все-таки пятьдесят лет священства за плечами.

Сейчас очень трудно управлять. И людям очень трудно, потому что они не воспитаны слушаться. А ведь надо обязательно уметь слушаться. Неслучайно является одним из обетов монашества с самой древности. И в молитве венчания священник молится и говорит (сейчас я вам прочту): «Сам и ныне, Владыко, Господи Боже наш, низпосли благодать Твою небесную на рабы Твоя сия (и перечисляются имена, кто венчается) и даждь рабе сей (то есть невесте) во всем повиноватися мужу, и рабу Твоему быти во главу жены, яко да поживут по воле Твоей!»

Люди не слушаются — таков результат нашей эпохи

Вот только повиноваться и слушаться — очень трудно. Люди не слушаются — таков результат нашей эпохи. И все наши беды, все беды нашей молодежи, наших детей — в том, что их не приучили слушаться.

Вот, дети сейчас не хотят учиться в школе. Ну, как в школе не учиться? Детство должно быть посвящено учебе, юность также должна быть посвящена образованию. А некоторые на это не хотят «время тратить».

— А у каждого ли должен быть ?

— Я не знаю. Сейчас просто нет старцев. Старца надо бы, конечно, каждому, но люди сейчас сами управляются. Духовником может быть и мать, и отец - не обязательно священник. Родители имеют право на то, чтобы детьми руководить: у них есть жизненный опыт. Они могут, исходя из этого опыта, посоветовать что-то хорошее своим детям.

— Говорят, что современный человек очень гордый...

— У меня в Пятигорске живет друг отец Иларион. Он, хоть и слепой, но исповедует, с народом общается. Он говорит: «Самый главный недостаток нашего времени — это . Люди не хотят ничего слушать, не хотят ничего принять, даже веру. Не умеют верить, не умеют доверяться Богу. А ведь что бы ни случилось, надо довериться Богу! А они не хотят. Хотят своими силами. Говорят обычно: “Я — сильная женщина! Я сильная! Я все могу!” — а вот не получается...»

— Как бороться с гордостью?

— Это очень непросто. Это воспитывается. Уважение к Богу, к Церкви — часть нашей культуры. У нас в советский период целый пласт культуры утаили от современных поколений и не воспитали должным образом. И сейчас невоспитанные люди не знают, как по-другому жить. Если их обижают, то это их оскорбляет. Они считают, что этого не заслужили. Это очень непросто.

— Можно с ума сойти...

— Не знаю. Слава Богу! говорил: «С ума сходят только умные люди».

Действующих церквей в Московской области огромное количество. Среди них есть совсем новые, открытые буквально вчера, а также старинные храмы, пропитанные уникальной атмосферой, которую чувствуют даже те, кто относит себя к атеистам. Сегодня хотелось бы поговорить про храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском селе. Это один из самых древних соборов из всех, которые сохранились до наших дней и продолжают действовать.

Общее описание

Само по себе старинное здание храма является уникальным историческим памятником. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском селе сегодня находится на месте деревянной церкви, которая была построена еще в 1628 году. Ее основателем был царь Александр Михайлович. Однако в таком виде существовала она совсем недолго. Уже в 1675 году было принято решение провести реконструкцию и возвести здесь каменный храм. И в 1677 году он предстал перед прихожанами в том виде, в котором мы его можем видеть сегодня.

План храма

До сегодняшнего дня церковь сохранила свое изначальное состоит их трапезной и четверика. Выдающейся является и алтарная часть из трех апсид. Сравнительно небольшой, если судить по мерках столичных монастырей, храм украшен пятью главами: одной большой и четырьмя маленькими. Если рассматривать церковь с центрального входа, то сразу становится понятно, что такое крыльцо не имеет аналогов в древнерусском каменном зодчестве. Здесь мы видим перенос традиционного для деревянного строительства стиля на более функциональный и надежный материал.

История

Печальной участи не избежала практически ни одна церковь на территории России. Большинство из них было разграблено и осквернено, некоторые полностью разрушены. Не стал исключением и храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском селе. Впервые на него совершили нападение солдаты французской армии в 1812 году. Его практически полностью разграбили, однако надежное каменное строение сложно было уничтожить. Поэтому после войны церковь постепенно восстановили, и здесь снова начали проводить службы.

Уже в советское время, в 1929 году, храма как такового не стало. Помещение забрали под клуб. Позднее его использовали как клуб, магазин и склад, то есть практически до окончания советского периода здесь периодически сменялись различные организации. В 1989 году храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском селе снова был возвращен прихожанам. После проведенной реконструкции двери были вновь открыты для богослужений. Удивительно, но за такой большой промежуток времени здесь не была утрачена уникальная атмосфера. История у храма была сложной, но не самая трагичной.

Где находится

Местные жители хорошо знают эту церковь и регулярно ее посещают. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Тайнинском стоит на берегу реки Яузы, в месте впадения в нее другой речушки под названием Стебельки. Адрес храма: Центральная улица, д. 75. Но когда-то это была тихая окраина села. Храм входит в городскую черту города Мытищи, Московской области. По сути, это совсем рядом с величественной Москвой, поэтому вы можете смело организовать экскурсию в столицу.

Священники церкви

История древних монастырей и храмов достаточно интересна. Однако не стены создают сущность, которую представляет собой храм в Тайнинском. Фото демонстрируют нам величественное строение, которое через века несет свою функцию служению богу. Но делали это не стены, а люди, которые собирались здесь для общего дела и положили свою жизнь ради служения высшим идеалам.

Если о первых священниках, которые жили здесь со дня открытия, сегодня осталось мало информации, то о тех, кто служил здесь в период гонений, помнят до сих пор. Это были отец Петр и Павел. Они являлись последними священниками вплоть до закрытия храма в 1929 году. Отец Петр дополнительно был учителем и наставником. Отец Павел тоже пошел по стопам отца. Поскольку он хорошо играл на скрипке, то дополнительно отец Павел преподавал музыку. Скончался в 1912, а отец Павел - в 1952 году.

Отец-настоятель

Многие верующие только для того, чтобы побывать на службе у этого человека или спросить личного совета, приезжают в Тайнинское. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы отец Владимир возглавил уже довольно давно, он является его истинным украшением. Ему на сегодняшний день уже 76 лет, но он является мудрым духовным наставником для многих прихожан. Главное, чему учит отец Владимир - это послушание и получение знаний. Он сам всю жизнь с удовольствием учился, тяготел к разным искусствам и пытается привить это современному поколению.

Воскресная школа на территории храма

Это важная работа с подрастающим поколением. По выходным дням для детей открываются двери воскресной школы, где нет скучных лекций. Урок Божий преподается в виде живых интересных бесед. Дети учат первые молитвы, получают представление о заповедях, изучают нотную грамоту и основы хорового пения. Особенно много внимания уделяют педагоги развитию чувства прекрасного. Для этого используется живопись. Рисование дает возможность выразить свои впечатления в художественной форме.

Расписание богослужений

Дорога сюда открыта каждый день и для всех желающих. С 8:00 до 18:00 прихожане могут посещать его, чтобы поставить свечку и произнести молитвы. А по выходным и праздничным дням всех приглашают совершить богослужение в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском. Расписание можно всегда дополнительно посмотреть на официальном сайте.

  • В 8:30 начинается общая исповедь.
  • В 9:00 - божественная литургия.
  • В 11:00 - молебен водосвятный.
  • В 16:00 - вечернее богослужение.

Еженедельно по субботам и воскресеньям в храме совершается таинство крещения в 11:00. Предварительно обязательно нужно пройти огласительные беседы, которые проходят по пятницам в 16:00. Они предназначены для тех, кто собирается крестить своих детей, а также будущих крестных.

Церковные праздники и традиции

В лавке всегда есть подробное расписание, какие служения в ближайший месяц будут проходить в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Тайнинском. Расписание богослужений включает в себя не только обычные проповеди от настоятеля, но и встречи церковных служителей самых разных санов из Москвы. На такие службы обычно собирается огромное количество людей, что неудивительно. Ведь они умеют каждому прихожанину передать частичку своей души, сделать немного теплее и светлее.

Социальная работа при храме

Церковь - это древняя организация, которая занималась не только служением Богу, но и работой с людьми. Священник - это отец, утешитель, настоятель и психолог, который выслушает и направит, поможет и поддержит. Но далеко не каждый храм берется за работу с самыми тяжелыми случаями: с наркоманами и алкоголиками и их родственниками.

В храме отец Владимир сумел организовать и наладить работу сразу в двух направлениях. Каждый день проходят в стенах церкви собрания общества анонимных алкоголиков и наркоманов. У каждой группы разные проблемы и определенные часы. Но это еще не все. Отдельно устраиваются собрания для родственников, на чьи плечи выпало такое тяжелое испытание. Здесь все эти люди получают поддержку и силы идти дальше к своим целям, понимают, что они не одиноки. Пусть результат исцеления не может быть 100%, но даже часть из тех, кто пришел в храм и вернулся к нормальной жизни, - это уже огромное дело.