Приставка по суффикс. Приставочно-суффиксальный способ. Образование слов приставочно-суффиксальным способом. Непроверяемые безударные гласные в корне слова

27.11.2023

Наиболее продуктивным в русском языке является образование новых слов с помощью приставок, суффиксов, постфиксов . Однако, во-первых, они не исчерпывают всех возможных способов морфологического способа образования слов, во-вторых, внутри каждого из этих способов можно выделить более частные разновидности. Рассмотрим более подробно каждый из них.

1. Приставочный способ - образование новых слов с помощью приставок.

Например, глагол переплыть образован от глагола плыть с помощью приставки пере - (пере-плы -ть ← плы -ть ).

    Словообразовательная приставка присоединяется ко всему слову. При этом производные слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и производящие слова.

    Приставочный способ используется при образовании всех знаменательных частей речи.

    Например: дис -комфорт □ ← комфорт □ ; вы -ходи -ть ← ходи -ть ; сверх -одарённ -ый ← одарённ -ый ; по -ныне ← ныне .

Но наиболее продуктивен он при образовании новых глаголов.

Ср.: за -пе -ть ← пе -ть ; до -пе-ть ← пе -ть ; с -пе -ть ← пе -ть ; пере -пе -ть ← пе -ть .

2. Суффиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных суффиксов.

Например: глагол смолить образован от существительного смола с помощью глагольного суффикса -и- (смол-и -ть ← смол -а ).

    Суффиксальный способ - один из самых распространённых в языке. С его помощью в русском языке образуются все знаменательные части речи. При этом часть речи производного слова может быть той же, что и у производящего (ср.: берез-няк □ ← берёз -а ; перепис-ыва -ть ← перепис/а -ть ; сер-оват -ый ← сер -ый ), может быть иной, чем у производящего слова (ср.: сер-е -ть ← сер -ый ; сер-ость □ ← сер -ый ; сер-о ← сер -ый ).

3. Постфиксальный способ - образование нового слова с помощью словообразовательных постфиксов.

    В русском языке, как отмечалось, к словообразовательным постфиксам относятся:

    а) возвратный постфикс -ся ;
    б) постфиксы неопределённых местоимений -то, -либо, -нибудь .

    Поэтому постфиксальным способом образуются возвратные глаголы, неопределённые местоимения и местоименные наречия.

    Например: учи -ть -ся ← учи -ть ; как -ой -то ← как -ой ; когда-либо ← когда .

Примечание. Если рассматривать постфикс как разновидность суффикса, то такого рода образования можно относить к суффиксальному способу образования слов.

4. Нулевая суффиксация - образование нового существительного путём значимого использования отсутствия суффикса.

Примечание. В некоторых пособиях этот способ называют также бессуффиксным .

Например: высь -Ø□ («высокое пространство») ← выс/ок -ий ; задир -Ø-а («тот, кто задирает») ← задира -ть .

    Отсутствие суффикса значимо для нового слова подобно тому, как значимо отсутствие материально выраженного окончания при наличии нулевого окончания.

    Для сравнения сопоставим образование однокоренных слов:

    1. восхожд-ениj -е ← восход/и -ть ; надрез-к -а ← надрез/а -ть ; удаль-ств -о ← удал -ой ;

    2. восход -Ø□ ← восход/и -ть ; надрез -Ø□ ← надрез/а -ть ; удаль -Ø□ ← удал -ой .

    В первом случае (восхождение, надрезка, удальство ) при образовании отглагольного существительного использован материально выраженный суффикс, во втором случае (восход -Ø, надрез -Ø, удаль -Ø) - нулевая суффиксация.

Обратите внимание!

В современном русском языке имеется большое число слов, образованных путём нулевой суффиксации:

1) Отглагольные существительные мужского рода 2-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Вход ← входить, вылет ← вылететь, щебет ← щебетать.

2) Отглагольные существительные женского рода 1-го склонения со значением отвлечённого действия или его результата.

Расплата ← расплатиться, заслуга ← заслужить.

3) Отглагольные существительные женского рода 3-го склонения со значением отвлечённого действия или состояния.

Брань ← бранить, дрожь ← дрожать.

4) Отглагольные существительные общего рода на -а, -я , обозначающие человека по характерному для него действию.

Задира ← задирать, рёва ← реветь.

5) Существительные мужского рода 2-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака или названия лица по отличительному признаку.

Примитив ← примитивный, оригинал ← оригинальный.

6) Существительные женского рода 1-го склонения, образованные от прилагательных, со значением предмета по признаку.

Гуща ← густой, круча ← крутой.

7) Существительные женского рода 3-го склонения, образованные от прилагательных, со значением отвлечённого признака.

Синь ← синий, глушь ← глухой.

    При образовании отглагольных существительных с помощью нулевой суффиксации обычно происходит усечение производящей основы (отсекается глагольный суффикс).

    Например: заслуг -Ø-а ← заслуж/и -ть ; рассказ -Ø□ ← рассказ/а -ть ; щебет -Ø□ ← щебет/а -ть .

5. Приставочно-суффиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и суффикса.

    Префиксально-суффиксальным способом образуются существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

    Например: под -стакан-ник □ ← стакан □ ; под -шеф-н -ый ← шеф □ ; обез -оруж-и -ть ← оружи-j -е ; по -сво-ему ← сво -й .

Обратите внимание!

1) Значение производного слова, образованного приставочно-суффиксальным способом, часто выводится из сочетания существительного в косвенном падеже с предлогом, причем в производном слове используется приставка, омонимичная предлогу.

Ср.: под -окон-ник □ («под окном») ← окн -о ; под -стакан-ник □ («под стаканом») ← стакан □ ; без -лун-иj -е («без луны») ← лун -а .

2) Не забывайте, что суффикс -j- может быть не выражен в слове специальным графическим знаком:

без-людь- [ j ] -е ← люд -и .

3) Префиксально-суффиксальным способом образованы наречия, которые пишутся через дефис:

а) от прилагательных - с приставкой по- и суффиксами -ому, -ему, -и :

по-взрослому ← взросл ый ; по-хорошему ← хорош ий ; по -товарищески ← товарищеск ий ; по -волчь- [ j ] -и ← волч ий ;

б) от порядковых числительных - с приставкой в-, во- и суффиксом -ых, -их :

во-перв-ых ← перв ый ; в-треть-их ← трет ий .

4) Их значение обычно мотивировано сочетанием существительного с предлогом, причем в производном прилагательном используется приставка, омонимичная предлогу:

без -ног -Ø-ий («без ног») ← ног -а ; без -рог -Ø-ий («без рогов») ← рог □ .

Сопоставьте образование аналогичных прилагательных, где, наряду с приставкой, используется не нулевой, а материально выраженный суффикс:

без -билет-н -ый («без билета») ← билет □ ; без -вред-н -ый («без вреда») ← вред □ .

6. Поскольку в данном пособии -ся рассматривается не как разновидность суффикса, а как постфикс, то можно выделить несколько смешанных способов словообразования глаголов с постфиксом -ся:

    приставочно-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова приставки и постфикса;

    Вы -плака -ть -ся ← плака -ть ; в -чита -ть -ся ← чита -ть .

    суффиксально-постфиксальный способ - образование новых слов путём одновременного присоединения к основе производящего слова суффикса и постфикса;

    Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

    Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие - для образования форм слова.

    В лингвистике существует несколько терминологических традиций. Наиболее распространённой является терминология, в которой все некорневые морфемы называются аффиксами. Далее аффиксы подразделяются в ней на словообразовательные аффиксы и флексии. Другая достаточно авторитетная традиция закрепляет термин аффиксы только за словообразующими морфемами.

    Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

    Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький , при-морье, кое-где, пере-о-деть ).

    Словообразовательный суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик, красн-е-ть ).

    В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс - словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся, к-ого-либо ).

    Приставки более автономны в структуре слова, чем суффиксы:

    1) приставки могут иметь в многосложных словах побочное, более слабое ударение: ́ультрафиол́етовый ,

    2) они не вызывают грамматических чередований в корне в отличие от суффиксов, которые могут вызывать подобные чередования: рук-а - руч-к-а ,

    3) присоединением одной только приставки не может быть образовано слово другой части речи в отличие от суффиксов: присоединение суффикса может как не изменить частеречную принадлежность слова (дом - дом-ик ), так и образовать слово другой части речи (белый - бел-е-ть, бел-изн-а ),

    4) приставки часто не связаны с определённой частью речи (недо-работка, недо-спать ), тогда как суффиксы обычно закреплены за определённой частью речи: -ник - служит для образования существительных, -лив - - прилагательных, -ива - - глаголов),



    5) значение приставки обычно достаточно конкретно и лишь модифицирует значение исходной основы, в то время как значение суффикса может быть как очень конкретным (-ёнок - обозначает детёныша того, кто назван в корне), так и очень абстрактным (-н - обозначает признак предмета).

    Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

    Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.

    Формообразующие морфемы, как и другие виды морфем, обязательно имеют значение. Но это значения иного рода, чем у корней или словообразующих морфем: окончания и формообразующие суффиксы выражают грамматические значения слова - отвлечённые от лексических значений слов абстрактные значения (род, лицо, число, падеж, наклонение, время, степени сравнения и др.).

    Окончания и формообразующие суффиксы различающиеся характером выражаемого ими грамматического значения

    Окончание

    Окончание нов-ый ученик ), управления (письмо брат-у я ид-у, ты ид-ешь ).

    Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик ), управления (письмо брат-у ) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у, ты ид-ешь ).

    Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

    У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и-ст-а, тр-ёх-сот-Ø , диван -кровать-Ø , диван-а-кроват-и.

    Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определённое грамматическое значение, но оно материально не выражено. Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несёт определённую информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несёт информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

    Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

    Нулевые окончания представлены в языке широко и встречаются у существительного, прилагательного и глагола в следующих позициях:

    1) существительные мужского рода 2 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: мальчик - И. п., стол - И. / В. п.;

    2) существительные женского рода 3 склонения в И. п. (В. п.) единственного числа: ночь;

    3) существительные всех родов в Р. п. множественного числа: стран, солдат, болот.

    Но в этой позиции могут быть представлены и ненулевые окончания: ноч-ей - статей- . Правильность разбора таких слов достигается склонением слова. Если при склонении звук [й’] исчезает, то он принадлежит окончанию: ноч-ей, ноч-ами. Если же [й’] прослеживается во всех падежах, то он относится к основе: статей - стать[й’-а] - стать[й’-а]ми. Как мы видим, в этих формах звук [й’] не выражен на буквенном уровне, «спрятан» в йотированной гласной букве. В этом случае необходимо этот звук выявить и обозначить. Чтобы не загромождать написание транскрипционными скобками, в лингвистике принято обозначать звук [й’], «спрятанный» в йотированной гласной букве при помощи j , без скобок вписываемого в нужное место: статьj-ями.

    Достаточно распространённой является ошибка на определение окончаний у слов, оканчивающихся на -ия, -ие, -ий. Неверным является впечатление, что эти звуковые комплексы и являются окончаниями. Двубуквенные окончания в начальной форме представлены только у тех существительных, которые являются субстантивированными прилагательными или причастиями. Сравним:

    гений, гениj-я, гениj-ю - участков-ый, участков-ого, участков-ому

    армиj-я, армиj-ей - столов-ая, столов-ой и т. д.

    4) прилагательные в краткой форме единственного числа мужского рода: красив, умён;

    5) притяжательные прилагательные в И п. (В. п.) единственного числа; несмотря на внешнюю схожесть склонения, качественные и притяжательные имеют различную морфемную структуру в указанных падежах:

    ед. число

    И. п. син-ий лисий-Ø

    Р. п. син-его лисьj-его

    Д. п. син-ему лисьj-ему

    В. п. =и. п. / в. п.

    Т. п. син-им лисьj-им

    П. п. син-ем лисьj-ем.

    Такую морфемную структуру притяжательных прилагательных несложно понять, если учесть, что притяжательные прилагательные обозначают признак принадлежности лицу или животному и всегда производны, образованы с помощью словообразовательных суффиксов -ин-, -ов-, -иj - от существительных: мама → мам-ин-Ø, лиса → лис-ий-Ø. В косвенных падежах этот суффикс притяжательных -ий - реализуется в [j], который «спрятан» в йотированной гласной букве;

    6) глагол в форме мужского рода единственного числа в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении: дела-л- (бы) - ср.: дела-л-а, дела-л-и;

    7) глагол в повелительном наклонении, где нулевым окончанием выражается значение единственного числа: пиш-и- , пиш-и-те;

    8) в кратких причастиях нулевое окончание, как и у кратких прилагательных, выражает значение мужского рода единственного числа: прочита-н-Ø.

    Ответ:

    Корень – это главная часть слова, в которой заключено основное значение всех родственных однокоренных слов. (Например: гриб, гриб ок, гриб ной, гриб ник – корень гриб- ).

    Основа слова – это часть слова без окончания. В основу могут входить приставка, корень, суффикс. (грибн ой, основа грибн -)

    Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (у дома , к дому, за домом).

    Окончание не служит для образования новых слов!

    Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (при бежал, от бежал, за бежал)

    Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

    (дом, домик , домов ой, домищ е)

    Алгоритм разбора слов по составу:

    1. Прочитай слово. Измени форму слова. Выдели окончание.

    2. Выдели основу слова – всё слово без окончания.

    3. Подбери несколько родственных слов. Выдели общую часть – корень.

    4. Укажи приставку.

    5. Укажи суффикс.

    Билет№4.

    Правило «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

    -Как проверить безударный гласный в корне слова?

    - Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне слова?

    - Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

    Ответ:

    - Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

    о ря́ – мо́ ре, ре ка́ – ре́ чка и т.д) .

    Чтобы проверить две безударные гласные в корне слова, надо подобрать два проверочных слова (однокоренное или изменить слово) так, чтобы на эти гласные падало ударение. (зе ле не́ли – зе́ лень, зелё ный)

    Слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.(пе на́л, го ри зо́нт)



    Билет № 5

    Правописание согласных по глухости-звонкости в корне слова

    Ответ:

    Чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова надо подобрать родственное слово, так, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или звонкий согласные(л,р,м,н) . (мороз - морозы, морозн ый, уз ко – узе нький)

    Билет № 6

    Правописание непроизносимых согласных в корне слова

    Ответ:

    1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова): трост ник - трост очка, трост ь, вест ник - весто чка, вест ь.

    2. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить: чув ствовать.

    Билет № 7

    Правописание разделительных Ь и Ъ знаков

    Ответ:

    Разделительный ъ (твердый знак) пишется после приставок оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я . (подъ е зд, разъ я снил)

    Разделительный ь (мягкий знак) пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и (кресть я нин, вь ю га, соловь и )

    Билет № 8

    Правила переноса

    Ответ:

    1. Слова переносят с одной строки на другую по слогам: оси-на, осен-ний, чай-ник, маль-чик.

    2. При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить на другую строку: я/ма, аро|мат .

    3. От предшествующих букв не отрывают буквы Й, Ь, Ъ: вой-на, рель-сы, подъ-ём.

    4. Если в слове двойные согласные (две одинаковые буквы), то одна переносится, а вторая остается на строке: ван-на, осен-ний, рас-сказ.

    Билет № 9

    Имя существительное. Начальная форма.

    Морфологические признаки.

    Ответ:

    Имя существительное кто? что? и обозначает предметы, людей, животных, явления природы и др.

    Начальная форма – И.п., ед.ч. (отв. на вопрос кто? или что?).

    Морфологические признаки:

    1) Постоянные:

    · собственное (обозначает ФИО людей, клички животных, названия

    литературных произведений, газет и журналов,

    географические названия)

    или нарицательное,

    · одушевлённое (обозначает только людей и животных, отв.на вопрос кто?)

    или неодушевлённое (отв.на вопрос что?)

    · род (м.р.- он, мой; ж.р.- она, моя; ср.р.- оно, моё),

    · склонение (1,2 или 3).

    2) Непостоянные:

    · число (ед.ч. или мн.ч.) (Есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч., например: молоко, сметана, рожь ,

    а также сущ., которые употребляются только в форме мн.ч.,

    например: каникулы, ворота, ножницы .

    У сущ., которые употребляются только в форме мн.ч., не определяется род и склонение.)

    Билет № 10

    Что такое склонение. Падежи имён существительных.

    Как определить падеж имени существительного.

    Ответ:

    Склонение – это изменение имён существительных по падежам с помощью вопросов.

    В русском языке 6 падежей:

    Чтобы определить падеж имени существительного, надо:

    1. Найти слово, от которого зависит это существительное.

    2. Задать от главного слова вопрос к имени существительному.

    3. По вопросу и предлогу определить падеж.

    Билет № 11

    Имя прилагательное. Начальная форма.

    Морфологические признаки

    Ответ:

    Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и обозначает признак предмета .

    Начальная форма – И.п., м.р., ед.ч. (отв. на вопрос какой? или чей?).

    Морфологические признаки:

    · род (только в единственном числе)

    Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, от которого оно зависит.

    Билет № 12

    Глагол. Начальная форма.

    Морфологические признаки.

    Ответ:

    Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие или состояние предмета .

    Глаголы в начальной (неопределённой) форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? У глаголов в неопределённой форме нельзя определить морфологические признаки.

    Морфологические признаки:

    1) Постоянные:

    · спряжение (1 спр. или 2 спр.) только в настоящем и будущем времени

    2) Непостоянные:

    · время (прошедшее, настоящее или будущее)

    · число (ед.ч. или мн.ч.)

    · лицо (1, 2 или 3) только в настоящем и будущем времени

    · род (м.р., ж.р. или ср.р.) только в прошедшем времени, единственном числе

    Билет № 13

    Местоимение. Начальная форма.

    Морфологические признаки.

    Ответ:

    Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет или лицо, но не называет его.

    Личные местоимения 1 и 2 лица отвечают на вопрос кто?, а местоимения 3 лица - на вопросы кто? или что?

    Личные местоимения употребляются вместо имён существительных.

    Начальная форма личного местоимения – это именительный падеж .

    Морфологические признаки:

    1) Постоянные:

    · лицо (1 лицо– я, мы; 2 лицо – ты, вы; 3 лицо – он, она, оно, они)

    · число (ед.ч. или мн.ч.)

    · род (м.р., ж.р. или ср.р.) только в 3 лице, единственном числе

    2) Непостоянные:

    При изменении личного местоимения по падежам меняется не только его окончание, но и само слово.

    Билет № 14

    Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Распространённые и нераспространенные предложения.

    Ответ:

    Предложение - это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу, выражающих законченную мысль.

    Предложение по цели высказывания бывает:

    Повествовательным , в котором о чем- либо сообщают (повествуют);

    На улице идет дождь.

    вопросительным , в котором о чем то спрашивают;

    Ты рано вернешься домой?

    побудительным , в котором советуют что-либо сделать, приказывают, побуждают к действию.

    Принеси мне тетрадь.

    По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!) Какой сегодня чудесный день!

    В конце повествовательного и побудительного предложения чаще всего ставится точка, в конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

    По наличию второстепенных членов предложения делятся на

    Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед
    корнем и служит для образования слов:
    Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня
    и обычно служит для образования слов:

    Вспомним значения некоторых суффиксов.

    Уменьшительно-ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов: -ик, -чик, -оньк-, еньк-, -ок, -ёк, -к-, -ушк- :

    Чик, -щик, -ист, -тель, -ник - образуют названия лиц по роду занятий,
    по профессии:

    Ец, -анин, -янин, -ин, -ич - образуют названия лица по месту жительства:

    Онок, -ёнок - образуют названия молодых животных (детёнышей):

    Чередование звуков. Беглые гласные. Правила

    При образовании и изменении слов может происходить замена одних
    звуков другими в одной и той же части слова. Такая замена называется
    чередованием звуков.

    Гласные чередуются с гласными, согласные – с согласными.

    Иногда в одной и той же морфеме гласные отсутствуют, затем
    появляются, т.е. чередуются с нулём звука. Такие гласные называются
    беглыми:

    сон – сна, городок – городка.

    Правописание гласных и согласных в приставках. Правила

    Неизменяемые приставки

    о- под- на-

    об- (обо-) про- над- (надо-)

    от- (ото-) до- пра-

    Выбор гласной в приставках про- , пра- зависит от смыслового
    значения приставки. Приставка пра- употребляется редко,
    она обозначает древность, степень родства через поколение:
    прародина, прабабушка, прадедушка, правнук.

    Гласные в неизменяемых приставках пишутся в безударном
    положении так, как и в ударном:

    Приставки в- , об- , над- , под- , пред- , от- пишутся одинаково
    во всех словах.

    В русском языке нет приставки з- .

    Буквы з и с на конце приставок. Правила

    В приставках раз- (рас-) , из- (ис-) , воз- (вос-) , вз- (вс-) , без- (бес-) ,
    низ- (нис-) , через- (черес-) перед звонкими согласными корня пишется з,
    а перед глухими – с:

    Запомните фразу, которая поможет выучить все глухие согласные
    звуки:
    Ф о к а, х о ч е ш ь п о е с т ь щ е ц?

    Тип урока: комбинированный.

    Цели урока:

    1. Закреплять ранее изученный материал о приставках и суффиксах, упражняться в образовании новых слов с помощью приставок и суффиксов, повторять правило написания разделительного твердого знака после приставок;
    2. Развивать мышление, память, внимание; расширять словарный запас; развивать мелкую мускулатуру рук;
    3. Прививать усидчивость, целеустремленность, работать над дисциплиной на уроках, прививать интерес и любовь к русскому языку.

    Инвентарь:

    1. Карточки с приставками.
    2. Карточки с суффиксами.
    3. Изображения животных (кот, лиса, соловей, утка, поросенок, медведь, петух).
    4. Изображение паровоза.
    5. Карточки с надписью: “строить”, “ехать”.

    Все иллюстрации и карточки могут быть как на бумажном носителе, так и в виде слайдов.

    План работы:

    1. Организационный момент.

    2. Подготовка к работе над темой урока:

    1). Чистописание.
    2). Словарная работа.
    3). Сообщение темы урока.

    3. Работа по теме урока.

    1). Словообразование с помощью приставок (слово “ехать”).
    2). Разделительный твердый знак после приставок.
    3). Образование новых слов с помощью приставок (работа со словом “строить”)
    4). Повтор правила о приставках.

    5. Физическая минутка.

    6. Продолжение работы над темой урока.

    1). Словообразование с помощью суффиксов.
    2). Повтор правила о суффиксах.

    7. Обобщение.

    8. Выставление оценок.

    9. Домашнее задание.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Подготовка к работе над темой урока.

    1). Чистописание: путь.

    2). Словарная работа : вокзал, вагон, поезд, дорога, здравствуйте.

    Запись диктанта может проводится с помощью компьютера (показ слайдов).

    Один ученик пишет эти слова на доске. Затем проводится проверка и обо– значение орфограмм.

    Учитель по своему усмотрению ставит оценку за словарный диктант еще

    двоим ученикам.

    3). Сообщение темы урока.

    – Что общего у всех этих слов? – все они связаны с дорогой, с путешествием .

    – Мы с вами отправимся в путешествие в Страну Словообразования. Нам нужно помочь отвезти туда наших друзей:

    кота, лису, петуха, соловья, утку и медведя.

    На доске появляются изображения птиц и зверей.

    3. Работа над темой урока.

    1). Словообразование с помощью приставок (работа со словом “ехать”).

    – На вокзале нас ждет паровоз (с названием “ехать”). Но у него отцеплены вагоны. Нужно их прицепить к паровозу, но они не все подходят (на вагонах написаны приставки). Найдите нужные вагоны и соберите весь поезд.

    Дети собирают поезд:

    Рис. 3

    Убираются приставки из-, над-, без-.

    – Мы сейчас составили новые слова. С помощью чего мы это сделали? – с помощью приставок.

    – Какой вывод? – приставки помогают образовывать новые слова.

    – Давайте записывают составленные слова, выделяя приставки.

    2). Разделительный Ъ после приставок перед гласными е, ё, я.

    – Чтобы наш поезд завелся, надо разделить составленные слова на две группы. Кто догадался, как можно разделить слова? – так как слово ехать начинается с гласной Е, то перед ними пишется разделительный Ъ .

    – Вспомним правила, когда пишется разделительный Ъ.

    – Запишем слова в два столбика:

    Приехать

    Объехать

    Подъехать

    3). Словообразование с помощью приставок (работа со словом “строить”).

    – Пока наши гости едут, Поросенок Наф-Наф строит им дом из кирпичей. Но ему нужна наша помощь. Дело в том, что кирпичи нужны особенные. Догадались, какие?

    Поросенок с именем “строить” собирает кирпичи с приставками, которые помогают нам образовать новые слова.

    Получаются слова:

    выстроить, построить, пристроить, устроить, застроить.

    Рис. 4

    5. Физическая минутка.

    Ребята (под музыку) помогают поросенку строить дом, выполняя особые движения: взять кирпич, положить наверх, прибить гвоздь, подать кирпичи поросенку и т.д.

    6. Продолжение работы над темой урока.

    1). Словообразование с помощью суффиксов.

    – Мы построили красивый дом. А вот и наши гости прибыли. Они могут заселяться в свои квартиры. Но вот незадача. Им надо изменить свое имя, чтобы попасть в квартиру. Наши друзья не учились в школе, они не знают, как это сделать. Давайте поможем. Догадайтесь, как нужно изменить героев и в какой квартире им жить.

    На доске домик с шестью квартирами:

    Ик, -ок, -онок, -ёнок, -оньк, -ушк.

    Рис. 5

    Ребята изменяют животных:

    Одновременно ребята помещают героев в “квартиры”.

    2). Повтор правила о суффиксах.

    – Запишем получившиеся слова, выделим в них корень и суффикс.

    7. Обобщение.

    – Вот и помогли мы нашим друзьям добраться до нового места и поселиться в теплых квартирах. Молодцы, ребята.

    – Что мы делали на уроке? – образовывали новые слова с помощью приставок и суффиксов.