Индивидуальность: искусство быть собой. Принципы формирования личности и ее влияние на возникновение и течение психосоматической патологии Формирование темперамента и характера человека

24.01.2024

2.1. Роль психофизиологического уровня психики в проявлении жизнестойкости

Несмотря на своеобразие личности человека, его психофизиологические характеристики, а это, прежде всего, высшая физиология, которая обеспечивает работу психического аппарата, обусловливая инертность или подвижность, уравновешенность или неуравновешенность, силу или слабость нервной системы, создают предположения для предсказания переживания и поведения человека в условиях стресса и напряжения.

Отмечая значимость типологических особенностей в формировании устойчивости личности у детей, В. Э. Чудновский обращает внимание, что, «нет нужды доказывать, что устойчивость, предполагающая у человека способность преодолевать трудности и разрешать в ряде случаев весьма напряженные конфликты, предъявляет и определенные требования к его нервной системе.

Хотя эти требования по своему существу безличны, но они заметно влияют на проявление некоторых важных особенностей поведения .

Физиологические особенности человека, связанные с порогами чувствительности, преобладанием определенного типа реакций в стрессе могут сыграть роль факторов, влияющих на степень выраженности и частоту возникновения отрицательных эмоций. В работе К. Изарда указывается на экспериментально установленные различия в эмоциональных порогах детей, влияющих на частоту определенного переживания и выражения той или иной эмоции. Это, по мнению автора, сказывается на социализации ребенка и приводит к формированию особых личностных черт .

В этой связи важно подчеркнуть, что все вегетативные и «телесные» реакции при проявлении эмоций «рассчитаны» на биологическую, а не на социальную целесообразность поведенческого воплощения эмоциональной оценки. Отсюда нередкие «издержки» этих реакций, о чем немало пишется в медицинской литературе.

Особую важность проблеме психофизиологических особенностей личности, «уязвимые стороны которой являются источниками психогении, а сильные – источниками сохранения здоровья и компенсации», придавал В. Н. Мясищев. Он подчеркивал значение «болезненной аффективной вязкости впечатлений», которая проявляется и в «остроте впечатлений, и в длительности, в относительно недостаточной интеллектуальной переработке и в затрудненном отреагировании» .

По мнению В. Н. Мясищева, затруднение благоприятного разрешения болезненной ситуации определяется двумя моментами.

Во первых, это перевес субъективного и аффективного над объективным и логическим, с относящимися сюда чертами импульсивности, эгоцентризма, сензитивности и т. д.

Во вторых, это перевес аффективной инертности над аффективной пластичностью, что создает «вязкие доминанты болезненных переживаний» .

Как яркий пример проявления трагической неготовности к быстротечным и разнообразным жизненным ситуациям вследствие высокой чувствительности, слабости нервной системы и высокого чувства ответственности может быть герой повести Ф. М. Достоевского «Слабое сердце» Вася Шумков. «Сам не замечая того, что в сердце своем возвел до беды, по видимому, маленькие домашние неприятности, в сущности ничтожные» .

В исследованиях, связанных с изучением корреляции общего показателя жизнестойкости личности (методика С. Мадди) и отдельных психологических характеристик человека, обращается внимание на взаимосвязь уровня жизнестойкости взрослого человека с некоторыми темпераментальными характеристиками (скорость переработки информации; эмоциональная устойчивость; уравновешенность, экстраверсия), а также проявлением физиологических реакций стресса .

В исследовании М. В. Логиновой обнаружены значимые корреляции жизнестойкости со всеми показатели темперамента. Автором отмечаются более выраженные отрицательные корреляции по показателям эмоциональной возбудимости и ригидности: чем выше жизнестойкость, тем ниже показатели эмоциональной возбудимости и ригидности; а также положительные корреляции с экстраверсией и общей активностью: чем выше жизнестойкость личности, тем более выражены показатели экстраверсии и активности .

То есть врожденная уязвимость, выражающаяся в особенностях темперамента, особенно, таких как интроверсия, высокая эмоциональная возбудимость, ригидность в определенных условиях является значимой предпосылкой проявления жизнестойкости личности.

Способность и готовность выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности, отражающаяся в жизнестойкости личности, положительно взаимосвязана со свойствами экстравертированного типа, показана в исследовании жизнестойкости врачей .

И в то же время результаты исследований отражают подчиненный характер биологического уровня, уровням более высокого порядка, что позволяет предположить существование связей ресурсного характера между жизнестойкостью и ее составляющими с более высокими подструктурами личности, имеющими социальную детерминацию. Именно общественными отношениями, которые и «составляют сущность личности», по словам Б. Г. Ананьева, «посредством основных социальных видов деятельности (труда, общения и познания) созидается и существует индивидуальность человека, опосредуется и развивается его природа, в том числе и основные свойства нервной системы» .

Таким образом, врожденная уязвимость, выражающаяся в особенностях темперамента, особенно, таких как интроверсия, высокая эмоциональная возбудимость, ригидность может оказывать влияние на проявление жизнестойкости личности. Однако, через систему осознанной саморегуляции человек имеет возможность снизить значимость этих факторов в проявлении своей устойчивости перед трудностями жизни.

Психофизиологические особенности человека создают предрасположенность, играют роль факторов в продуцировании эмоций определенного знака и определенной силы, в проявлении определенного диапазона возможностей интеллектуальной переработки поступающей информации и оптимальной саморегуляции поведения.

Роль психофизиологического уровня связана, прежде всего, с энергообеспечением других психических процессов и свойств психики. Однако на возникновение и поддержание определенной энергетической напряженности влияют такие личностные образования, как мотивы деятельности.

В работах Б. Г. Ананьева показывается тесная взаимосвязь психофизиологических процессов и процессов мотивационных, смысловых. С одной стороны, продуктивность интеллекта зависит «не только от степени овладения операциями и характера мотивации, но и от энергетического обеспечения организмом процессов переработки информации и принятия решения. Это выражается в, так называемой, цене интеллектуального напряжения», но, с другой стороны, «именно эти внутренние побуждения обеспечивают необходимое для тех или иных перцептивных операций психофизиологическое напряжение» .

Понимание и учет психофизиологических особенностей (общая активность, эмоциональность, структура базовых потребностей), а также расширение диапазона проявления психофизиологических характеристик, так или иначе, отражается на развитии жизнестойкости человека.

Возрастные особенности личности во многом определяют проявление жизнестойкости именно с точки зрения деятельности психофизиологических свойств. Их значимость особо велика в детстве, когда личностные структуры недостаточно развиты, в подростковом периоде, когда происходит бурная перестройка организма, в пожилом возрасте, когда активизируются процессы биологического старения.

А. Н. Леонтьев отмечал, что психическое возникает и развивается для обслуживания биологической адаптации, а потом постепенно трансформируется, становится способным реализовывать иной, более высокий уровень деятельности. А. Н. Леонтьевым выдвинут «общий принцип», которому подчиняются межуровневые отношения: «… наличный высший уровень всегда остается ведущим, но он может реализовать себя только с помощью уровней нижележащих и в этом от них зависит» .

Свойства психофизиологического уровня, проявляясь в рамках осознанной деятельности человека, носят подчиненный характер.

При всем своем значении, типологические особенности человека определяют не содержательные, а формально динамические особенности поведения личности, то есть, по высказыванию В. С. Мерлина, «оказывают влияние лишь на форму отношения личности к действительности» .

В многочисленных исследованиях в области психологии индивидуальных различий, психологии стресса, психологии труда, медицинской психологии показано, что диапазон проявления психофизиологических свойств может быть тесно связан с системой отношения к ситуации взаимодействия и к его участникам. С. А. Рубинштейн, анализируя «действенный путь развития», обозначал «относительно эластичные возможности», которые дает человеку наследственность. Рассматривая жизненный путь, он выделял «внутренние возможности», «возможности и потенциал человека», «внутренние силы и возможности» .

Также диапазон проявления таких психофизиологических свойств, как общая активность, эмоциональная чувствительность, лабильность связана с проявлением человеком заинтересованности в освоении, успешностью освоения и включением в свою жизнь навыков деятельности, связанных с общественной жизнью, познанием окружающего мира, профессиональной жизнью.

Принципы формирования личности и ее влияние на возникновение и течение психосоматической патологии

Научиться владеть собой, разумно управлять своими реакциями в разных обстоятельствах, в том числе и в условиях медицинского обследования, означает не только уметь приспосабливаться к изменениям жизни, не только предупреждать случаи повреждения организма или неблагоприятное развитие болезни, но и обрести глубокую способность чувствовать прекрасное. Воспитать в себе эстетическое чувство, уметь воспринимать прелесть благородства и нравственных поступков и, наконец, достигнуть такого состояния, когда творческая работа вызывает радость, ощущение полноты жизни, означает сформировать высшие интеллектуальные эмоции. Все это составляет звенья сложного процесса становления личности человека, который продолжается на протяжении всей жизни.

Внешние проявления индивидуальности человека

Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики индивидуальные их качества. Как известно, не существует двух совершенно одинаковых людей, двух однотипных индивидуальностей. Индивидуальность человека проявляется очень многими признаками, на что обратили внимание еще мыслители и врачи древности. Аристотель в свое время предлагал по выражению лица различать здоровых людей, а Гиппократ - особенности состояния больных. Аристотель, в частности, отличал людей злобных, гневливых от спокойных, доброжелательных, смелых - от трусливых, порядочных - от бесстыдных.
Внешне индивидуальность человека находит наиболее полное выражение в свойственных ему особенностях позы, манеры держаться, характере движений, выразительности реакций всего тела, своеобразии выражения лица, глаз, тонких движений рук. Много индивидуального содержат в себе все движения человека, в которых находят выражение чувства и переживания. Не случайно стали общеупотребительными многие выражения, в которых душевное состояние определяется в действиях: «положа руку на сердце», «руки опускаются», «пасть под ударами рока». Выразительная игра мышц лица нередко столь тонко отражает душевные волнения, что именно лицо называют зеркалом души.
Индивидуальность определяется не только особенностями и манерой движений, но и типичным для них сочетанием участвующих в движении групп мышц, а также сопутствующими двигательными реакциями, сосудистыми изменениями, деятельностью желез. Иными словами, внешняя индивидуальность раскрывает особенности внутренних психических процессов. В целом чем более тонки, совершенны и зрелы нервно-психические процессы у индивидуума, тем выразительнее, содержательнее и ярче внешний облик, и в первую очередь - мимика и жесты.
Еще древние греки обратили внимание на то, что творческий, радостный труд отдаляет старость. Радостные чувства благотворно сказываются на всем облике человека: делают его лицо здоровым, а кожу лица - гладкой, подтянутой, эластичной. Наоборот, печаль и грусть - постоянные спутники пессимизма - сопутствуют мрачной, серой физиономии, придают лицу черты непривлекательности, делают его некрасивым. Нетрудно видеть, что преобладающие чувства не только находят выражение в мимике и жестикуляции, не только получают соответствующий аккомпанемент в сосудистых и других вегетативных реакциях, но, что особенно важно - определяют сложные формы человеческой деятельности, в частности творческой.
Таким образом, составными частями индивидуальности являются определенные качества психики, а каждая индивидуальность отличается от другой характерной для нее степенью гармонии слагающих ее элементов. То же можно сказать и о многих состояниях человека. Они также отличаются определенными признаками, которые сочетаются по-разному у лиц с разной индивидуальностью.
Здоровье и жизнерадостность характеризуются, в частности, хорошим тонусом произвольной мускулатуры, что находит свое выражение в первую очередь в позе человека (прямая спина, поднятая голова, развернутые плечи), в гордой его осанке, живости, активности, свежести и оригинальности ума; в преобладании мимики радости, бодрости, жизнеутверждающего оптимизма.
Наоборот, усталость, слабость, болезненность находят выражение в падении тонуса произвольной мускулатуры (согбенная поза, опущенные плечи, сутулая спина, поникшая голова); в затруднении, вялости, лености мысли; в безрадостном, пессимистическом взгляде на жизнь, в разлаженном самочувствии, переживании дискомфорта.

Историческая эволюция понятия «душа»

Уровни индивидуальности к настоящему времени обозначают установившимися терминами: темперамент, характер, личность. Такое деление типично лишь для последних 50-100 лет. В древности же индивидуальность и личность обозначали более широким понятием - «душа» («душевный человек», «тонкая душа», «черствая душа», «великодушный», «слабодушный»).
В Древней Греции душа рассматривалась как дыхание, как кровь, соки организма вообще, мышление, врожденные идеи разума. Позднее Платон разделил душу на три части. Первая - общая для человека, животных и растений (чувственная часть), помещенная им в печень; вторая - душа, обнаруживающая себя в виде чувств гнева и совести, размещаемая в сердце; наконец, третья - разумная часть души (душа-разум, локализующаяся в голове), с помощью которой человек мыслит, соотносит события, трактует их, вырабатывает определенное отношение к ним. Эта наивная систематика души, предложенная идеалистом Платоном, содержит вместе с тем разумное зерно: она показывает заинтересованность разных органов и систем организма в созидании, конструировании индивидуальности.
Ученик Платона и Гиппократа, воспитатель Александра Македонского, знаменитый энциклопедист древности Аристотель утверждал, что душа двойственна: одна ее часть равнозначна душам животных, является личной и смертной, другая же, принадлежащая вечному, безбрежному разуму, является духовной и бессмертной. Наиболее интересным в этот период было определение человеческих способностей, предложенное Гиппократом, а затем усовершенствованное Галеном. Ими были выделены четыре типа индивидуальности, которые были обозначены термином «темперамент».

Формирование темперамента и характера человека

Индивидуальность, как известно, формируется уже на первом году жизни ребенка. Ее обозначают по-разному: одни - характером, другие - даже личностью. Правильнее, однако, в этот ранний период детства говорить о таких качествах, отличающих человека, которые в первую очередь определяются индивидуальным типом биологических реакций. Иными словами, это и есть темперамент - врожденные особенности индивидуальности, наиболее косные, консервативные, малоизменчивые и свойственные человеку на протяжении практически всей его жизни. Такие биологические особенности функций центральных нервных аппаратов и определяют общий тип реакций нервной системы. Индивидуальность, данная человеку в особенностях темперамента, является основой для дальнейшего формирования новых, более тонких ее качеств.
Этим, однако, не исчерпывается обилие человеческих индивидуальностей и далеко не завершается их изучение. Темперамент является лишь основой, на базе которой формируются другие, более специфические, совершенные и значимые для человека качества индивидуальности. Таким более высоким уровнем является характер, то есть индивидуальный тип психических реакций на действие непосредственных раздражений и впечатлений действительности, формирующийся в детские годы. Характер больше зависит от меняющихся влияний среды, более тонко и полно, чем темперамент, адаптирует человека к действительности. Когда говорят о человеке, что он чувствительный, раздражительный, пассивный или активный, впечатлительный или равнодушный, быстрый в реакциях, живой, моторно ловкий или медлительный, неуклюжий, вялый в его рассудочной деятельности, фактически отмечают отдельные качества его характера.
Формирование характера не завершается в детстве, оно продолжается всю жизнь. Основы его закладываются в детстве, а позднее он подвергается уже несущественным изменениям. Высшим же уровнем индивидуальности является личность. Начало ее становления относится также к детскому возрасту, но истинное ее созревание происходит в период взросления, то есть начиная с юношеского (16 лет и старше) возраста.
В особенностях личности человека, как в зеркале, отражаются все свойственные ему качества индивидуальности, в которых диалектически снимаются типичные для него особенности темперамента и характера. Слагается личность к концу юношества, началу периода зрелости (20-22 года), хотя и позднее продолжается ее шлифовка и отделка. Собственно личностью и является тот высший уровень индивидуальности, который отличается неповторимым типом взаимоотношений с действительностью и высокой степенью самосознания - сознания своей социальной принадлежности. Нетрудно видеть, что личность представляет собой такой уровень индивидуальности, содержание которого целиком определяется социальной сущностью человека. Еще Аристотель говорил, что человек - животное общественное.
По мере формирования личность отличается рядом особенностей. Так, в юности на основе индивидуальной личности формируется социальная. Такое формирование происходит неравномерно, не бесконфликтно. Противоречия, в частности, имеют место в результате сложного взаимодействия между сложившейся индивидуальностью и теми новыми ее компонентами, которые возникают в связи с новыми требованиями социальной среды. Такое противоречие чаще ведет не к нарушениям формирования, а к изменениям формирующейся личности.
Гармония или разлаженность формирования личности порождает либо прямолинейную личность, соответственно оценивающую действительность, либо разные варианты двуликости (многоликости), основой которой является несоответствие между традиционной, внешней оценкой действительности и внутренне сложившейся ее оценкой. Двуликость в определенных условиях может стать основой двуличности индивидуума, особенно в современном обществе. Не случайно народная мудрость выразила это в пословицах и поговорках: «не в службу, а в дружбу», «не за страх, а за совесть». Личность определяет неодинаковое, двойственное поведение людей в разных условиях: любящий отец, хороший семьянин может быть небрежным в обращении с государственным имуществом, а любящий, порядочный отец - быть хамом и задирой. Элементы оправданной, закономерной двуликости свойственны практически всем людям. Вопрос сводится к тому, какова степень, каково постоянство и каковы качества такой двуликости, особенно в их общественной значимости.
Естественно поэтому, что управлять своей личностью, исправлять определенные ее черты означает, в первую очередь, правильно выбрать наиболее значимые, наиболее совершенные элементы общественной жизни, воспитывать их в своей созревающей личности, формировать в своем характере мудрость, благородное отношение к любому человеку, чувство заботы и любви к ближнему; быстро, верно оценивать обстоятельства и уметь гибко, легко исправлять свое мнение, отношение к окружающим и быстро переходить от былого неточного и ошибочного мнения к новому, более верному и правильному. Все эти качества, без особого труда постигаемые в результате самовоспитания и тем более общественного воспитания, и создают более цельную, более совершенную, социально более емкую личность.
Человек потому и становится многоликой личностью, способной к быстрому переключению, что он встречается в жизни с чрезвычайным обилием общественных ситуаций. Это одна из наиболее совершенных форм адаптации, приспособления человека к социальной действительности. Но эгоцентрик может использовать эту двуликость как двуличность в своих интересах. Таким образом, личность является категорией не столько биологической, сколько социальной и психологической.
Знание законов формирования личности позволяет планомерно исправлять аномальные качества ее, прибегая к использованию оптимальных приемов воспитания и обучения человека, тем самым предупреждая формирование аномальных форм характера и, что еще более существенно, пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств. Личность всегда, с одной стороны, монолитна, едина и целостна у данного человека, а с другой - отличается множественностью, многообразием, многопредставленностью в разных обстоятельствах жизни. Именно личность как высшее проявление индивидуальности человека обеспечивает сложнейшую систему его отношений с действительностью, систему взаимоотношений в различных меняющихся обстоятельствах социальной среды.
Уровень развития личности раскрывается в ее способностях, функциональных возможностях психической деятельности (состояние эмоциональности, направленности интересов) и определяет степень ее простоты или сложности, ее общности или дифференцированности, ее грубости или тонкости. Общая структура личности раскрывается в типичной для нее взаимосвязи основных ее компонентов. Принципиальная цельная личность всегда отличается единством формы ее выражения (поведения) и содержания (решительность, постоянство). Как видим, нормальная личность обеспечивает высокую степень адаптации к многообразным условиям социальной среды и разнообразным стрессовым ситуациям, обеспечивая тем самым своеобразный «психологический» иммунитет к психопатическим нарушениям. Вашему вниманию рок-группа

Известно, насколько велико многообразие людей, как многолики индивидуальные их качества. Как известно, не существует двух совершенно одинаковых людей, двух однотипных индивидуальностей. Индивидуальность человека проявляется очень многими признаками, на что обратили внимание еще мыслители и врачи древности. Аристотель в свое время предлагал по выражению лица различать здоровых людей, а Гиппократ - особенности состояния больных. Аристотель, в частности, отличал людей злобных, гневливых от спокойных, доброжелательных, смелых - от трусливых, порядочных - от бесстыдных.

Внешне индивидуальность человека находит наиболее полное выражение в свойственных ему особенностях позы, манеры держаться, характере движений, выразительности реакций всего тела, своеобразии выражения лица, глаз, тонких движений рук. Много индивидуального содержат в себе все движения человека, в которых находят выражение чувства и переживания. Не случайно стали общеупотребительными многие выражения, в которых душевное состояние определяется в действиях: «положа руку на сердце», «руки опускаются», «пасть под ударами рока». Выразительная игра мышц лица нередко столь тонко отражает душевные волнения, что именно лицо называют зеркалом души.

Индивидуальность определяется не только особенностями и манерой движений, но и типичным для них сочетанием участвующих в движении групп мышц, а также сопутствующими двигательными реакциями, сосудистыми изменениями, деятельностью желез. Иными словами, внешняя индивидуальность раскрывает особенности внутренних психических процессов. В целом чем более тонки, совершенны и зрелы нервно-психические процессы у индивидуума, тем выразительнее, содержательнее и ярче внешний облик, и в первую очередь - мимика и жесты.

Еще древние греки обратили внимание на то, что творческий, радостный труд отдаляет старость. Радостные чувства благотворно сказываются на всем облике человека: делают его лицо здоровым, а кожу лица - гладкой, подтянутой, эластичной. Наоборот, печаль и грусть - постоянные спутники пессимизма - сопутствуют мрачной, серой физиономии, придают лицу черты непривлекательности, делают его некрасивым. Нетрудно видеть, что преобладающие чувства не только находят выражение в мимике и жестикуляции, не только получают соответствующий аккомпанемент в сосудистых и других вегетативных реакциях, но, что особенно важно - определяют сложные формы человеческой деятельности, в частности творческой.

Таким образом, составными частями индивидуальности являются определенные качества психики, а каждая индивидуальность отличается от другой характерной для нее степенью гармонии слагающих ее элементов. То же можно сказать и о многих состояниях человека. Они также отличаются определенными признаками, которые сочетаются по-разному у лиц с разной индивидуальностью.

Здоровье и жизнерадостность характеризуются, в частности, хорошим тонусом произвольной мускулатуры, что находит свое выражение в первую очередь в позе человека (прямая спина, поднятая голова, развернутые плечи), в гордой его осанке, живости, активности, свежести и оригинальности ума; в преобладании мимики радости, бодрости, жизнеутверждающего оптимизма.

Наоборот, усталость, слабость, болезненность находят выражение в падении тонуса произвольной мускулатуры (согбенная поза, опущенные плечи, сутулая спина, поникшая голова); в затруднении, вялости, лености мысли; в безрадостном, пессимистическом взгляде на жизнь, в разлаженном самочувствии, переживании дискомфорта.

Историческая эволюция понятия «душа»

Уровни индивидуальности к настоящему времени обозначают установившимися терминами: темперамент, характер, личность. Такое деление типично лишь для последних 50-100 лет. В древности же индивидуальность и личность обозначали более широким понятием - «душа» («душевный человек», «тонкая душа», «черствая душа», «великодушный», «слабодушный»).

В Древней Греции душа рассматривалась как дыхание, как кровь, соки организма вообще, мышление, врожденные идеи разума. Позднее Платон разделил душу на три части. Первая - общая для человека, животных и растений (чувственная часть), помещенная им в печень; вторая - душа, обнаруживающая себя в виде чувств гнева и совести, размещаемая в сердце; наконец, третья - разумная часть души (душа-разум, локализующаяся в голове), с помощью которой человек мыслит, соотносит события, трактует их, вырабатывает определенное отношение к ним. Эта наивная систематика души, предложенная идеалистом Платоном, содержит вместе с тем разумное зерно: она показывает заинтересованность разных органов и систем организма в созидании, конструировании индивидуальности.

Тема 12. Человек:

индивид, личность, индивидуальность

Индивидом рождаются,

личностью становятся,

индивидуальность отстаивают.

Человек в психологии.

Так кто же такой ЧЕЛОВЕК?

Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное.

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Так что, человек - это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие ``человек"" используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

Особое строение организма;

Способность к трудовой деятельности;

Наличие сознания.

В практике психологии человека изучают в нескольких аспектах (см. Схема 1).

Схема 1. Изучение человека в психологии

1. Человек как индивид отражает биологическую сущность. Все мы, как и все живое – часть природы. В данном аспекте рассматривают то, что дано человеку от природы, что делает его принадлежным к человеческому роду, изучается человеческий организм, его строение и как это влияет на психику.


2. В то же время, человек – это всегда активное существо . Даже когда мы спим, отдельная часть нашего сознания не дремлет, продолжает переваривать воспринятую за день информацию. Да и человек всегда занимается какой-либо деятельностью, общается с другими людьми, размышляет, проявляет психическую активность (познавательную активность),

3. Третий аспект изучения человека связан с тем, что ребенок появляется на свет не изолированно, а сразу попадает в общество , которое тут же начинает предъявлять к нему свои требования. Начиная с того, что ребенку дают имя, и с детства учат: так можно поступать, а так нельзя, с рождения ребенок воспринимает социальные роли (сына, дочери, воспитанника детского сада, школьника и др.) и т. д. Это все относится к человеку как к личности – социальному существу.

4. И все выше перечисленное складывается в неповторимую индивидуальность каждого человека . Любой человек уникален. Каждый из вас уникален.

Но как соотносятся эти понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность?

Индивид и личность.

û Как вы думаете, что такое личность?

û Всякого ли человека можно назвать личностью?

Что означает слово «личность»? Какой смысл мы в него вкладываем? Это слово имеет свою историю. Первоначально латинское слово «persona» (личность) означало маску, которую надевал актер. То же самое значение имело слово «личина» у скоморохов. В Древнем Риме персонами называли граждан, ответственных перед законом.

В современной науке понятие «личность» относится к числу важнейших категорий. Оно не является сугубо психологическим и изучается историей, философией, экономикой, педагогикой и другими науками. В связи с этим возникает вопрос об особенностях подхода к личности в психологии.

Важной задачей психологической науки ставится обнаружение психологических свойств, которые характеризуют индивида и личность.

Вы, конечно же, никогда не завали себе вопроса, чем индивид отличается от личности, поскольку эта тема вряд ли волновала вас хоть сколько-нибудь. Однако чем старше вы становитесь, тем серьезнее ваше отношение к миру… а может быть, вы просто услышали краем уха спор о том, кого же можно назвать личностью, а кого – нет? Как бы там ни было, вопрос поднят – значит, нужно выяснить ответ.

Человек уже рождается на свет человеком. Строение тела появившегося на свет малыша позволяет ему в дальнейшем овладеть прямохождением, структура мозга – развить интеллект, строение руки обеспечивает перспективу использования орудий труда и т. д. Всеми этими возможностями младенец отличается от детеныша животного. Тем самым утверждается факт принадлежности малыша к человеческому роду.

Можно с уверенностью сказать, что вы – индивид. Как и ваши родители, и учителя, и тот высокий парень из соседнего дома, и красивая девушка с верхнего этажа… Однако младенец в коляске тоже является индивидом, так что гордиться вам особо нечем: это привилегия человека от рождения – быть не особью, подобно животным, а индивидом, и для того, чтобы попасть в эту категорию, нужно просто иметь руки, ноги, голову и все, что есть у человека (додумайте сам).

В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек – это индивид.

Индивид (от лат. неделимое) – это единичный представитель человеческого рода (вида homo sapiens), конкретный носитель индивидуально-своеобразных, прежде всего биологически обусловленных черт. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом (скелетно-мышечное строение, обеспечивающее возможность прямохождения, овладения речью, нервная система с определенным строением головного мозга и пр.). И вместе с тем в понятии «индивид» указывается и на то, что это единичное существо, отличное от других (индивидные признаки различны у людей – строение тела, цвет волос, особенности нервной системы и пр.).


Основные характеристики индивида:

Возрастно-половые:

Возраст и фаза жизни;

Половой диморфизм (мужской, женский пол);

Индивидуально-типические:

Конституционные свойства (особенности анатомии человека, строения тела);

Нейродинамические свойства (тип нервной системы, свойства мозга и пр.);

Цвет глаз, волос и пр.;

Биологические потребности (в еде, безопасности и т. д.);

Задатки;

Активность.

Высшая интеграция индивидных индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Как мы выяснили, индивидность связана прежде всего с природными образованиями, с организмом человека, его строением. Это то, что закладывается у человека во внутриутробном развитии. В целом природные, телесные свойства составляют предпосылку и условия развития его внутренних, психических качеств, присущих человеку. Например, определенное строение гортани и связок отвечает за то, что человек может говорить, а кто-то и прекрасно петь.

От индивида к личности.

û Ответьте, является ли новорожненный человек личностью? Можно ли говорить о личности жи­вотного?

Быть индивидом хотя и приятно (все-таки не особь, правильно? – уже хорошо), но не особенно почетно: надо же как-нибудь выделиться из общей массы вам подобных, но как это сделать? И что получится в результате? А вот это как раз ключевой вопрос! Индивид, то есть человек, который не желает делать все так, как другие, думает, чувствует и действует по-своему, не боится иметь собственную точку зрения, постепенно превращается… в личность ! То есть личность является индивидом, а вот индивид может не быть личностью – печальная, между прочем, картина.

Однажды Плакса, Озорник, Тихоня и Очкарик задумались – а что, собственно, выделяет их из толпы им подобных? В конце концов, таких школьников, как они, очень много, кое-кто из них даже внешне похож на эту четверку. Но ведь они же особенные, разве нет? «Наверное, я знаю, в чем дело – твердо заявил Очкарик. – Ты, Плакса, очень ранимая девочка, ты умеешь сопереживать другим, это хорошо. Ты, Озорник, мастер на всевозможные выдумки, и это прекрасно. Тихоня у нас очень добросовестная девочка, с любой работой справляется только так. Ну, а я… - Очкарик замялся, - я очень умный… и только попробуйте с этим не согласиться!!!»

û Подумайте, а чем вы выделяетесь из толпы себе подобных?

Являясь на свет как индивид, человек приобретает особе социальное качество, он становится личностью. Философское определение личности было дано К. Марксом. Он определял сущность человека как совокупность общественных отношений. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. Общественная природа личности всегда имеет конкретное историческое содержание. Именно из конкретных социально-исторических отношений человека нужно выводить не только общие условия развития, но и исторически конкретную сущность личности. Специфика общественных условий жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных качеств и свойств.

û Если дать описание личности человека в Древние времена, в средние времена в Западной Европе, в современные года в Северной Америки, Африке и России, эти характеристики будут одинаковыми? В чем будет их специфика?

Личностные особенности не даны человеку от рождения. Все люди принимают определенные психические черты, взгляды, обычаи и чувства в том обществе, в котором живут.

Человек как личность является носителем исторически выработанных и общественно значимых качеств, форм поведения, деятельности. Качества личности всегда значимы для других людей. Например, доброта – качество личности, потому что она всегда направлена на других людей, а значит, и на общество в целом.

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Личность рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Это социальная сущность человека.

Часто понятие личности разбивают на две категории: 1 ) личность – это человеческий индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Личностью можно назвать конкретного человека, который является носителем сознания, способен к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строит определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Понятие «личность» подразумевает наличие у индивида особых качеств, которые он может сформировать только в ходе общения с другими людьми. Это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связь с обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.

Основные характеристики личности:

Направленность (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения, а также воля).

Опыт (знания, навыки, умения и привычки).

Индивидуальные особенности отдельных психических процессов: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

- Темперамент.

Способности.

Характер.

Мотивация и ценности.

Социальные потребности (в принятии человека и пр.).

Социальный статус и роли.

Сознательные цели.

Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Многие ученые (и др.) считают, что человек является личностью настолько, насколько он значим для других людей, насколько он способен отдать себя другим людям, оставить в них свой след.

û В этом контексте можно ли говорить о ЛИЧНОСТИ преступника?

Чем индивид хуже личности?

Да ничем не хуже. Просто он один из множества. Его не могут идентифицировать. Вот вспомните сказу о Царевне-лягушке. В начале сказки три брата – это три индивида, один от другого практически ничем не отличается: все трое следуют наказу отца и выпускают по стреле из луков, все трое приводят в дом молодых жен, пытаются угодить отцу и так далее. Зато в конце сказки мы уже ни с кем не перепутаем Ивана-царевича, он предстал перед нами во весь рост. А что же с его братьями? Они так и остались нераскрытыми для нас: кто из них женился на купеческой дочери, а кто на дворянской – не понятно. Да и не интересно, если честно.

Вообще индивид не вызывает в читателе желания узнать о нем побольше, тогда как личность приковывает внимание. Точно так же дело обстоит и в жизни – если вы ничем не выделяетесь среди окружающих, если вас ничего не интересует и вы не имеете собственного мнения и своего, оригинального взгляда на мир, то кому вы нужны? Кто захочет терять на вас свое время? Подумайте об этом!

Говоря о человеке, как о личности, мы выделяем целостность человека, его способность занять некое, только ему присущее место в обществе, в мире других людей, умение управлять собой, своим поведением и своим развитием, оказывать влияние на других людей.

Личность и индивидуальность.

Наряду с понятием «личность» нередко употребляется понятие «индивидуальность». Чем эти два понятия отличаются одно от другого? Что же такое индивидуальность человека?

û Не заглядывая в дальнейший текст, можете ответить, как вы понимаете индивидуальность человека?

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность. Таким образом, индивидуальность – это сочетание психологических особенностей человека, которые определяют его уникальность, своеобразие, отличие от других людей . Индивидуальность проявляется в тех или иных чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, в индивидуальном стиле деятельности.

Индивидуальность - это своеобразие человека как индивида и личности. Индивидуальность проявляется во внешнем облике, телосложении, выразительных движениях, в чертах направленности характера, темперамента, в особенностях потребностей и способностей, познавательных, волевых и эмоциональных процессах, психических состояниях, жизненного опыта.

Мы часто используем понятие «индивидуальность», когда говорим о личности человека. Однако следует помнить, что это понятие не отражает целостности личности, а лишь подчеркивает специфические черты человека, которые отличают его от других людей.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитание, особенности строения семьи и обращении с ребенком. Важными являются и врожденные особенности человека, и его собственная активность в формировании своей неповторимости. Существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают ()

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация - это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность - это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях "личность" и "индивидуальность" зафиксированы различные стороны, разные измерения сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом "личность" обычно употребляются такие эпитеты, как "сильная", "энергичная", "независимая", подчеркивая тем самым ее деятельностную сущность в глазах других. Об индивидуальности говорят "яркая", "неповторимая", "творческая", имея в виду качества самостоятельной сущности.

Само-делка

Хотите, что бы вас называли «сильная личность», «яркая индивидуальность»? Так в чем же дело?

Само-делка, или работа над собой, само-конструктор, решайте сами, как вам хочется называть процесс выковывания из себя личности и индивидуальности. Это не просто, но человек может справиться с любой трудностью, если захочет, конечно. Но главное для вас – понять, что такое личность и индивидуальность, разобрав эти сложные конструкции на отдельные блоки.

Как мы выяснили, личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся, и этот процесс за­нимает многие годы

Развитие личности - это процесс относительно медленный, и проходит немало времени, прежде чем личность достигает полной зрелости. Для того чтобы индивид стал личностью, требуется, конечно, не только время. Он должен постоянно находиться в человеческом обществе , вступать с ним в те или иные отношения. Вот эта связь «человек - общество» и фор­мирует прежде всего личность. И уже на первом году жизни у ре­бенка легко заметить потребность в общении со взрослыми. Одна­ко известно немало случаев, когда дети были полностью лишены возможности общаться с людьми, и результаты этого оказались по­истине трагичными.

В середине XVIII в. русским императором был провозглашен двухмесячный младенец по имени Иван Антонович. Царствование его продолжалось недолго и закончилось раньше, чем император вы­молвил первое слово. Придворные, свергнувшие Ивана Антонови­ча с престола, заточили его в тюрьму и продержали там много лет. Никто никогда не заговаривал с узником, он находился в полном одиночестве. В конце концов одиночное заключение сильно отра­зилось на его умственных способностях: он не умел говорить и про­изводил впечатление совершенного идиота. По возрасту он был уже взрослым человеком, но говорить о нем как о личности, конечно, нельзя. Также не становились личностями дети, похищенные и вы­кормленные животными.

В нормальных условиях человек очень рано вступает в отноше­ния с окружающими людьми, с коллективом , с обществом, и эти отношения постоянно меняются, развиваются, становясь изо дня в день более разносторонними.

Формирование личности определяет также деятельность и ее осо­бенности. Именно в деятельности складывается необходимое един­ство поведения, укрепляется связь между отношениями, сложив­шимися у человека с окружающим миром.

Важны и цели, которые ставит перед собой человек. Точнее говоря, развитие лично­сти направляет цель жизни . Это очень знакомые слова, но вдумай­тесь еще раз в их смысл. Может быть, цель жизни - это просто же­лание, ну, скажем, стать профессионалом в какой-либо отрасли или всего-навсего осуществить какую-то попытку. По тому, каковы у человека главные жизненные цели, можно судить о его личности. Не было еще случая, чтобы стремление к мелкой, личной цели выковало крупную личность.

Итак, личность, развиваясь под влиянием социального окруже­ния, обладая уникальными индивидуальными особенностями, со­ставляет единство высшего порядка. На определенном этапе своего развития личность вступает в контакт с более высокими слоями че­ловеческой культуры - идеалами и духовными ценностями. И тогда впитывание и внутренняя переработка этих ценностей приводит к формированию духовного ядра личности, ее нравственному самосо­знанию. Процесс, формирующий этот «центр» личности, никогда не завершается.

Задание. Разбираемся в терминах.

Какие из приведенных ниже черт человека характеризуют его как индивида? Как личность? Как индивидуальность? Объяс­ните свой ответ.

Аккуратность, медлительность, общительная, хорошая мотор-; нал координация, сила воли, сообразительность, мечтательность, яркость проявления черт, лень, самолюбие, решительность, адаптационные возможности, математические способности, тем­перамент, упрямство, реактивность, возбудимость, выразитель­ная мимика, литературная одаренность, направленность, бли­зорукость, сила нервной системы.

Всегда ли легко было отнести характеристику к тому или иному понятию? Что вызвало у вас наибольшие затруднения? Как вы объясните возникшие у вас трудности?

û Можете ли вы назвать себя индивидуальностью? Если да, то в чем она проявляется?

Новые понятия: индивид, личность, индивидуальность.

Проверочные вопросы.

1. Дайте определение понятиям «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

2. Как соотносятся понятия «человек» и «индивид»? Докажите, что человек как индивид подобен всем другим людям и одновременно отличается от них.

3. Как связаны исторические условия, в которых проживает человек, и формирование из него личности?

4. Выделите те факторы, которые необходимы для превращения индивида в личность.

5. Каких людей можно назвать личностью с большой буквы в наши дни? Являетесь ли вы такой личностью?

6. Как соотносятся понятия личности и индивидуальности?

7. Можете ли вы назвать себя индивидуальностью? Обоснуйте свой ответ.

8. Нарисуйте и опишите свое представление о связи понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

9. Выберите верный ответ

9.1 Признаком, отличающим человека от животного, является:

а) проявление активности, б) целеполагание, в) приспособление к среде обитания, г) взаимодействие с окружающим миром.

9.2. Какой признак характеризует человека как личность?

а) активная жизненная позиция, б) физическое и психическое здоровье, в) принадлежность в виду homo sapiens, г) особенности внешности.

10. Являются ли дети-маугли личностями? Обоснуйте свой ответ.

11. Выскажите свое мнение по поводу высказывания: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».

Проверочные задания.

Литература и источники

1. Рогов человека. – М.: Владос, 2001.

2. и др. Психология. – М.: Академия, 1999.

3. Мой первый учебник по психологии. – Ростов н/Дону: Феникс, 2011.

4. Грецов психология для девочек. – СПб.: Питер, 2007.

5. Дьяченко словарь-справочник. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

6. Немов: В 3 кн. – М.: Владос, 2000. – Кн. 1.

7. http:///obh/00066.htm

8. http:///obh/00150.htm

9. http:///difpsi/fxiepe. htm

10. http://cito-web. yspu. org/link1/metod/met121/node3.html

11. http://www. *****/for-students/cards/general-psychology/.html

12. http://ru. wikipedia. org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

13. http://www. *****/?Article=142

14. http:///psiforum/4--/

Диагностика личностных особенностей

Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. Русалова online

По данной ссылке предлагается пройти серьезный психологический тест В. Русалова на выявление формально-динамических свойств индивидуальности. Опросник содержит 150 вопросов. Online форма позволяет быстро пройти методику и тут же (без регистрации и SMS) узнать результаты.

Если вы решите пройти данный опросник, и не поймете некоторых терминов в выводах, напишите преподавателю, и он объяснит, что означают полученные по тесту результаты.

Это интересно знать

Упражнения на самопознание личности

Упражнение 1. «Атрибуты личности»

Каждому участнику предлагается обзавестись личной символикой! Он должен придумать, изобрести для себя три символических атрибута: псевдоним, именной отличительный знак и девиз. Именной отличительный знак следует нарисовать на листке бумаги. Он должен быть простым и символичным. От девиза требуется крат­кость и образность. Приводится пример: псевдоним - «Дядя Вася», отличительный знак - лопата, девиз - «Рою глубоко».

По окончании работы все показывают друг другу свои рисун­ки, обсуждают их и пытаются дать каждому из собравшихся ха­рактеристику. Кроме того, участники должны оценить, насколько удачно каждый выбрал символические атрибуты. Исходя из пя­тибалльной системы, каждому проставляется оценка по совокуп­ности выбранных им псевдонима, именного знака и девиза. Для этого все пускают свои листочки по кругу и все по очереди проставляют на них оценки. Далее подсчитывается суммарный балл и устанавливается, кто лучше всех смог выразить себя в такой «символической форме».

Упражнение 2. «Коллективное создание образа личности»

Каждому интересно "знать, какое впечатление он производит на окружающих, какие вызывает у них ассоциации, что воспринимает­ся как существенное, а что вовсе не замечается. Предлагается всем принять участие в совместном творческом процессе создания ху­дожественного образа вашего одноклассника. Желающий стать объ­ектом творчества выходит в середину круга, который образуют остальные. Каждый участник, подумав, говорит, какой образ рожда­ется у него при взгляде на одноклассника. Далее ведущий предла­гает сказать, какую картину можно было бы дорисовать к создан­ному образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составили фон картины. Какие времена все это напоминает (например, образ «добровольца» может натолкнуть вас на мысль о русалке, плавающей в водной стихии и окруженной морскими су­ществами. А может быть, вам придет в голову одинокий странник, идущий по пустыне неизвестно куда.). В заключение все обмени­ваются впечатлениями о том, как проходила игра.

Упражнение 3. «Средства персонализации»

Как уже говорилось, настоящая личность способна производить глубокие изменения в окружающих. Но это дается ей не сразу. Первая ступень - умение завоевать внимание окружающих.

Всем участникам предлагается выполнить одну простейшую задачу. Любыми средствами, исключая физические воздействия и катастрофы «местнрго значения», они должны постараться при­влечь к себе внимание окружающих. Все должны действовать одновременно.

Потом школьники определяют, кому это удалось и за счет каких средств. В заключение подсчитывается, кто привлек вни­мание большего числа участников игры.

Упражнение 4. «Качества, которые мы ценим»

Вступая ею взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Да­вайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем. Каждый участник берет листок бумаги, намечает в
группе человека, который во многом ему импонирует. Далее он записывает пять качеств, которые ему особенно нравятся в этом человеке. Затем каждый читает составленную им: «характери­стику», и все вместе пробуют определить, к кому она относится. Ведущий, подводя итоги, объявляет, кого из присутствующих уз­нали быстрее всех, и, следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей.