Хронология важнейших событии в экономической историй. Что такое экономика Низкий уровень внимания к науке

28.11.2023

Основная проблема экономики может быть представлена и как проблема выбора. Действительно, если каждый используемый для удовлетворения разнообразных потребностей фактор ограничен, то всегда существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблема выбора. Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

Три основных вопроса экономики:

    Что? проблема целеобразования . – Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время?

    Как? проблема производства. – При какой комбинации производственных ресурсов, с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товаров и услуг?

    Для кого? проблема распределения. – Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовой доход общества от производства данных товаров и услуг?

Четвертый вопрос, который также неизбежно встает перед каждым обществом – вопрос: Каким образом? Каким образом избавиться от отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности, каким образом, не снижая уровня потребления, сохранить экологический баланс в природе. Это проблема утилизации.

5. Производственные возможности в экономической системе и проблема выбора.

Производственные возможности экономической системы лимитированы редкостью применяемых ресурсов. Причем, ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением невосполнимых природных ресурсов, но и тем, что потребление постоянно дает импульс развитию производства, то есть, создаются новые товары и услуги, меняются их качественные характеристики, что вызывает возрастание потребностей в потребительских и инвестиционных товарах. И каждый раз общество вынуждено решать, какие из этих благ производить при наличных ресурсах и в каком масштабе.

Проблема выбора в любой экономической системе (будь то семья, фирма, государство) может быть проиллюстрирована с помощью экономической модели «Граница производственных возможностей» . А также, эта модель позволяет наглядно продемонстрировать такие фундаментальные экономические понятия как, ограниченность ресурсов, альтернативные затраты.

Для построения модели, по оси абсцисс будем откладывать количество предметов потребления (Х), по оси ординат – количество средств производства (Y) (см. рис.).

Средства производства (Y)

Предметы потребления (Х)

О Х В Х С

Кривая АВСD, называемая границей производственных возможностей , характеризует максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся ресурсов. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию товаров этих двух видов (например, точка В представляет комбинацию Х В единиц предметов потребления и Y В единиц средств производства.

График границы производственных возможностей иллюстрирует тот факт, что экономика, полностью использующая производственные ресурсы, не может увеличить производство какого-либо блага, не поступившись другим благом. Функционирование экономики на границе своих производственных возможностей свидетельствует об ее эффективности.

Исходя из этого, выбор сочетания, соответствующего точке F, расценивается как неудачный для данного общества, поскольку он не позволяет ему эффективно использовать производственные ресурсы. Выбрав такую точку, мы смирились бы либо с наличием неиспользуемых ресурсов (например, с безработицей), либо с низкой эффективностью их использования (например, с большими потерями, в том числе рабочего времени). Производство же на основе выбора точки Е вообще неосуществимо, так как, эта точка лежит за границей производственных возможностей данной экономической системы.

Сравним точки В и С. выбрав точку В, мы предпочтем производство меньшего количества предметов потребления (Х В) и большего количества средств производства (Y В), чем выбрав точку С (Х С, Y С). Точнее, при переходе из точки В к точке С мы получим дополнительно Δ Х = ОХ С – ОХ В единиц предметов потребления, пожертвовав для этого ΔY=ОY В – ОY С единиц средств производства. Количество одного товара, которое необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара на единицу, называется альтернативными затратами или затратами упущенных возможностей.

Кривая АВСD выпукла. Это связано с тем, что один ресурс могут использовать более производительно при производстве предметов потребления, другие – средств производства.

Если новая техника, новые технологические процессы будут внедряться одновременно и равномерно во всех отраслях, то граница производственных возможностей АD сдвинется в положение пунктирной линии А 1 D 1 , возможности выпуска и средств производства, и предметов потребления при тех же ресурсах увеличатся примерно в равной степени (см. рис.).

Если же нововведения будут осуществляться преимущественно в отраслях, производящих средства производства, увеличение области производственных возможностей будет скошено вправо (см. рис.).

В результате изучения материала главы студент будет:

знать

  • основные положения экономической теории предложения;
  • историю ее возникновения и основных представителей;
  • ее место в развитии экономической теории и ее роли в формировании экономической политики западных стран в 1970-е гг.;

уметь

  • анализировать с разных точек зрения положительные и негативные стороны вмешательства государства в экономику;
  • оценивать экономические эффекты налоговой политики, проводимой государством;
  • прослеживать влияние дефицита бюджета на уровень цен и деловой климат в стране;

владеть

  • основными концепциями, выдвинутыми экономической теорией предложения;
  • логикой теории в критике как кейнсианской политики, так и в целом "тяжелого государства".

Предпосылки возникновения экономической теории предложения

Экономическая теория предложения (supply-sideeconomics ) сформировалась в конце 70-х гг. XX в. и представляет собой одно из течений неоконсервативной экономической мысли.

Главными представителями экономической теории предложения можно назвать М. Фелдстайна и А. Лаффера . Развитию этой школы во многом способствовал канадский экономист и политический деятель Роберт Мандел (Robert Mundell, р. 1932, лауреат Нобелевской премии по экономике 1999 г.).

Также к этой школе относят американского экономиста Р. Бэрроу (R. Barro ), журналиста Дж. Ванниски (J . Wanniski ), экономиста В. Канто (V. Canto ).

Это течение сложно назвать школой в строгом смысле этого слова, поскольку оно не имеет лидера, единой теоретической позиции, во многих вопросах близко монетаризму. А. Лаффер в книге назвал ее "не более, чем новой этикеткой для стандартной неоклассической экономической теории" . Помимо этого многие сторонники этого направления, так называемые сэплайсайдеры, были скорее экономистами-практиками, нежели теоретиками, и большая часть написанного ими носит публицистический характер. Это неудивительно, если принять во внимание, что появление экономической теории предложения тесно связано с политическими и экономическими процессами, происходившими в США в 70-е – 80-е гг. XX в.

Важно запомнить!

Носит ярко выраженный антикейнсианский характер. Если кейнсианская теория исходит из необходимости активизировать спрос в экономике и потому ее часто называют экономической теорией спроса (demand- side economics), то экономическая теория предложения, как видно из ее названия, считает основной экономической задачей стимулирование предложения.

Эта позиция была обусловлена экономической реальностью 1970-х гг. На протяжении двух предшествовавших десятилетий экономика США, равно как и западноевропейских стран, переживала бурный экономический рост. Производственный бум сопровождался интенсивным ростом доходов всех слоев населения. Был сформирован емкий потребительский рынок. Повысились уровень и качество спроса со стороны общества. Этому способствовал и научно-технический прогресс, вызвавший волну спроса на новое оборудование со стороны промышленности и на новые товары со стороны потребителей.

В этих условиях проблема стимулирования эффективного спроса перестала быть актуальной. В то же время наблюдавшийся в 1970-е гг. низкий уровень производства и рост безработицы, сопровождавшиеся повышением инфляции, являлись, с точки зрения сторонников экономической теории предложения, свидетельством серьезного ухудшения делового климата и снижения уровня предпринимательской активности. Сэплайсайдеры считали, что это следствие применения кейнсианской политики, которая сопровождалась ростом государственных расходов и дефицитом бюджета. Такая политика привела к возникновению инфляционных ожиданий в экономике и подстегнула рост цен. Одновременно с этим значительно возросло налоговое бремя, которое всегда негативно сказывается на деловой активности. В завершение ко всему активное регулирование экономики усилило неопределенность, сковывая предпринимательскую деятельность и повышая риски.

Экономическая программа самой школы носит ярко выраженный либеральный характер. Основным пунктом ее является снижение доли государства в экономике и в первую очередь снижение налогового бремени, возлагаемого на предпринимателей и социальные группы с высоким доходом.

Исторический экскурс

Формирование этой программы тесно связано с политической карьерой американского президента Рональда Рейгана, начиная с его вступления на пост губернатора штата Калифорния. В 1970-е гг. в этом штате возникло широкое общественное движение, поддержанное экономистами (в частности, А. Лаффером), которое выступало против высоких налогов. Р. Рейган, будучи губернатором этого штата, поддержал эти требования и принял закон о значительном снижении налогов на собственность. По некоторым оценкам, приверженность Рейгана новой налоговой политике обеспечила в дальнейшем его успех на президентских выборах. Новое движение получило развитие в других штатах, что дало основание говорить о "налоговой революции", произошедшей в США в этот период. В 1980-е гг., став президентом Соединенных Штатов, Рейган продолжил взятый курс на либерализацию экономики и создание благоприятного климата для частного бизнеса. С 1982 по 1984 г. Комитет советников-экономистов президента возглавлял М. Фелдстайн, который непосредственно участвовал в формировании новой налоговой политики.

Одним из главных представителей экономической теории предложения является Мартин Фелдстайн (Martin Feldstein, род. 1939), профессор Гарвардского университета. С 1978 по 2008 г. М. Фелдстайн возглавлял Национальное бюро Ээкономических исследований (NBER). Он был экономическим советником не только Р. Рейгана, но и Дж. Буша-младшего, в частности одним из разработчиков программы частичной приватизации системы социального страхования. Известен он в первую очередь своими работами в области макроэкономики и общественных финансов. Основные работы Фелдстайна были посвящены анализу общественного сектора, в частности здравоохранения: "Экономический анализ эффективности системы здравоохранения" (1967) , "Экономика здравоохранения" (1979) , "Справочник но экономике общественного сектора" (1987) . В 1983 г. выходят две его работы, посвященные проблеме налогообложения: "Инфляция, налоговое регулирование и образование капитала" и " Налогообложение капитала" . В 1988 г. выходит объемное эмпирическое исследование " Соединенные Штаты в мировой экономике" . В 1977 г. за свои исследования в области общественного сектора Фелдстайн получил медаль Дж.-Б. Кларка.

Еще один видный представитель школы – Артур Лаффер (Arthur Laffer, род. 1941 г.). Он сыграл ключевую роль в принятии знаменитой "тринадцатой поправки" к Конституции штата Калифорния, с которой началась так называемая "налоговая революция". В период 1981–1989 гг. был членом Консультационного совета по экономической политике президента Р. Рейгана. Основные его работы: "Феномен мировой инфляции" (1975) , "Экономическая теория налоговой революции" (1979), "Основы экономической теории предложения" (1984) .

Экономическая теория предложения , как это декларируют сами сэплайсайдсры, стоит на методологических позициях неоклассической школы и представляет собой применение неоклассического анализа к макроэкономическим аспектам влияния налоговой политики на экономику.

Во многих теоретических положениях она смыкается с монетаризмом, и это неудивительно, потому что большая часть теоретиков этого направления вышла из стен Чикагского университета. В частности, представители экономической теории предложения, равно как и М. Фридмен, опираются на строго эмпирический анализ, считая, что только анализ реальных фактов дает возможность выявлять существующие экономические закономерности. Так, служба М. Фелдстайна в Национальном бюро экономических исследований США (и соответственно возможность анализировать большой объем эмпирических данных) создала основу для его исследований налоговой политики и ее последствий для экономики.

Как уже было отмечено, ярко выражена антикейнсианская направленность рассматриваемой нами школы. Это проявляется не только в критическом отношении сэплайсайдеров к вмешательству государства в экономику, но и в их теоретических положениях. В частности, экономическая теория предложения игнорирует важную для кейнсианства проблему преобразования сбережений в инвестиции, исходя из равенства этих двух показателей. Одновременно она поддерживает концепцию перманентного дохода М. Фридмена , согласно которой размеры потребления зависят от той части дохода, которая является постоянной, и потому не уменьшаются с ростом доходов. Таким образом, кейнсианская проблема эффективного спроса, который складывается из инвестиций и потребления, опровергается как несуществующая – с ростом доходов растут сбережения, которые и есть инвестиции, и не уменьшается уровень потребления.

Близкими монетаризму являются и взгляды авторов экономической теории предложения на безработицу. Они исходят из существования естественной нормы безработицы и считают бесполезной политику по достижению полной занятости. Сэплайсайдеры игнорируют такое важное для кейнсианства понятие, как "вынужденная безработица", и рассматривают фрикционную и добровольную безработицу, делая акцент на последней.

В то же время существуют и расхождения между этими двумя школами. Монетаризм делает основной акцент на сфере денежного обращения, ограничивая свой анализ исследованием влияния денежной массы на основные экономические показатели. Экономическая теория предложения в центр своих исследований ставит проблему создания благоприятного делового климата для развития промышленности, т.е. роста предложения. Тем самым она акцентирует внимание в первую очередь на проблемах производства. Это позволяет исследователям говорить о том, что она возвращается к традиции классической политэкономии .

Важно запомнить!

4-3 тыс. лет до н. э. - появились древнейшие очаги циви­лизации на Ближнем Востоке (Шумеры, Шумеро-Ак- кад, Вавилония), а также в Египте. Индии и Китае.

2-1 тыс. лет до н. э. - изготовление орудий производства, оружия и предметов быта из бронзы и меди.

1 тыс. лет до н. э. - начало "железного века".

XVIII в. до н. э. - появление Кодекса царя Хаммурапи в Вавилонии.

XVIII-XII вв. до н. э. - Крито-Микенский период в Древ­ней Греции.

XI-IX вв. до н. э. - Гомеровский период.

VIII-VI вв. до н. э. - архаический (полисный) период.

VIII-VI вв. до н. э. - мирная греческая колонизация.

621 г. до н. э. - появление закона Драконта в Афинах.

594 г. до н. э. - законов Солона.

509 г. до н. э. - законов Клисфена.

338 г. до н. э. - завоевание Древней Греции А. Македонским и начало эпохи эллинизма.

146 г. до н. э. - превращение Греции в провинцию Древнего Рима.

750-е гг. до н. э. - основание Рима.

450-е гг. до н. э. - стали известны "Законы XII таблиц" в Риме.

395 г. до н. э. - распад Древней Римской империи на Запад­ную и Восточную.

476 г. до н. э. - падение Рима под ударами европейских вар­варских племен.

VII-VI вв. до н. э. - появление первых металлических де­нег в Древней Греции, Риме, Китае и первых банков в городах Греции.

I в. н. э. - развитие колоната (арендных отношений) в Римс­кой империи.

VI в. - образование Франкского государства и появление

"Салической правды"

VII в. - начало работы первой в истории "ярмарки" во

Франции (Сен-Дени).

VIII в. - изобретение пороха в Китае.

XII в. - выпуск первых ценных бумаг в городах Италии.

X- XII вв. - развитие феодальных поместий в Японии.

XI- XIV вв. - расцвет французской сеньории, а также феодальных отношений в Англии и в Германии.

1381 г. - восстание крестьян в Англии под предводитель­ством Уота Тайлера.

1358 г. - массовое антифеодальное выступление крестьян во Франции (Жакерия).

XIII в. - создание в Европе антипиратского торгового со­юза речных, затем союза морских купцов (Ганза).

XII- XV вв. - становление и расцвет цехового строя в Ев­ропе.

XIII- XIV вв. - "коммунальные" революции в европейских городах.

XIV - сер. XVIII в. - развитие мануфактурного производ­ства в Европе.

XVI в. - реформация католической церкви и становление протестантской религии в европейских странах.

1492 г. - открытие Америки X. Колумбом, начало Великих географических открытий и образования колониаль­ных империй.

1498 г. - открытие морского пути в Индию Васко да Гама.

1642-1649 гг. - Английская буржуазная революция.

1694 г. - учреждение Банка Англии.

1775-1783 гг. - война за независимость Североамериканс­ких штатов.

1789, 5 августа - принятие Учредительным собранием Франции Декларации о полном уничтожении феодаль­ного режима.

1800 г. - создание Банка Франции.

1760-1780-е гг. - промышленная революция в Англии.

С сер. XIX в. - промышленная революция в США и Герма­нии.

1830-е гг. - строительство первых железных дорог в Анг­лии, Франции, США, Германии.

Вторая пол. XVIII в. - формирование в Англии впервые в мире фабрично-заводской системы.

Пер. пол. XIX в. - отмена крепостного права в Пруссии.

1861-1865 гг. - Гражданская война в США.

1870-1871 гг. - Франко-прусская война и объединение Гер­мании.

С 1868 г. - революция "мэйдзи" в Японии, развитие страны по капиталистическому пути.

VIII в. - образование протогосударства Северная Русь.

882 г. - создание Древнерусского государства.

946 г. - первая хозяйственная реформа.

1016 г. - появление "Русской Правды".

Сер. XII в. - начало феодальной раздробленности на Руси.

1240 г. - падение Киева под ударами ордынцев. Заверше­ние периода развития Древнерусского государства.

1480 г. - окончательное прекращение зависимости Руси от татаро-монголов.

Сер. XVI в. - образование Русского централизованного го­сударства и начало реформ Ивана IV.

1497 г. - "Судебник" Ивана III.

1550 г. - "Судебник" Ивана IV.

1649 г. - оформление крепостного права в "Соборном Уло­жении".

XVII в. - появление первых мануфактур.

1698-1725 гг. - реформы Петра I.

Сер. XVIII в. - создание первых банков.

С 1769 г. - выпуск первых бумажных ассигнаций.

1830-е гг. - начало промышленного переворота.

1837 г. - начало аграрной реформы в государственной де­ревне под руководством П. Д. Киселева.

1843-1851 гг. - строительство железной дороги между Петербургом и Москвой.

1860 г. - учреждение Государственного банка России.

1861 г., 19 февраля - появление "Манифеста" и "Положе­ния о крестьянах, вышедших из крепостной зависи­мости".

1864 г. - появление первого в стране Частного коммерчес­кого банка.

1882 г. - создание "Союза рельсовых фабрикантов" - пер­вого монополистического объединения в промышлен­ности.

1906-1916 гг. - Столыпинская аграрная реформа.

1917 г., 25-26 октябрь - создание СНК на II съезде Сове­тов, принятие "Декрета о земле" и "Декрета о мире".

1922 г., 30 декабря - образование на первом съезде Сове­тов СССР в составе РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

1939-1940 гг. - включение в состав СССР Зап. Украины, Зап. Буковины, Латвии, Литвы, Эстонии в соответ­ствии с советско-германским договором о дружбе и границе.

1954 г. - начало освоения целинных и залежных земель.

1957 г., 4 октября - запуск в СССР первого в мире искус­ственного спутника Земли. 1961 г., 12 апр. - полет в космос Юрия Гагарина.

1963 г. - начало массовых закупок зерна за границей.

1985-1991 гг. - период "перестройки".

Представители классической школы политэкономии второй половины XVIII в во Франции

Из названных А. Тойнби основных цивилизаций (21) многие существовали лишь в эпоху Древнего мира. Согласно теории цикличности, характерной для стран Древнего Востока, они давно прекратили свое развитие. Ученый называет среди них "неразвившиеся цивилизации", "сыновнеродственные", "цивилизации - спутники". Не отрицая наличия в период Древнего мира целого ряда цивилизаций, признаем, что примерно шесть тысяч лет назад они перешли от союза племен или протогосударства к государству. Легитим­ность своего существования в таком случае они доказывали путем законо­творчества на базе появившейся письменности.

Интересно, что А. Тойнби выступал против концепции современных ему ученых Европы "о единстве цивилизации" на базе отождествления всей мировой цивилизации с Западным обществом.

В последнее время все больше внимания уделяется изучению истории доколумбовых цивилизаций Америки как пятому древнейшему очагу циви­лизации.

Изначально в древневосточных государствах тот, кто стоял у власти, владел основной собственностью. Отсюда понятие системы "власть-собствен­ность" (см. Васильев Л. С. История Востока. М.: Высшая школа, 1999. Т. I-II и ряд других его работ).

Классификация Законов Хаммурапи, деление их на разделы и группи­ровка статей в них проведены исследователями в XX в

В разд. 3.5, 5.3, 6.3, 7.3 используются в определенной степени материалы Л. С. Васильева (См. Васильев JI. С. "История Востока". - М.: Высшая школа. - 1993. - Т. 1, 2; и др. его работы).

До сих пор для значительной части канадцев родным языком является французский.

Неоклассики неправы: цена на товар, заработная плата работников раз­ных сфер и процентная ставка в банковском деле не могут быть рычагами регулирования рыночной экономики; Топонимика - наука о жизни народов с учетом данных о названиях рек, озер, гор, различных поселений.

В известных нам отечественных и иностранных источниках не прослежи­ваются термины "Северная Русь", "Киевская Русь", "Древнерусское госу­дарство". Все они являются условными.

Более подробно о других либеральных реформах 1860-1870 гг. можно прочитать в учебниках по курсу "История России".

Утерян, к примеру, секрет строительства культовых и светских зданий из большемерного кирпича, соединявшихся раствором особой прочности.

В те времена "немцами" называли и представителей других народов с Запада: датчан, шведов, норвежцев и т. д.

Мы согласны с таким выводом известных отечественных экономистов, а также ряда зарубежных исследователей.

Так и получилось - во все годы советской власти спрос потребителей (физических и юридических лиц) превышал предложение со стороны про­изводителей

Ключевые экономические понятия, концепции и теории в доступной форме.

Хотите разобраться в базовых принципах экономики или освежить их в памяти? Эта краткая шпаргалка вам поможет.

1. Экономика делится на два основных направления: микроэкономика и макроэкономика

Микроэкономика занимается вопросами потребительского поведения, экономических стимулов , ценообразования, колебаний цены и т. д. Макроэкономика уделяет внимание вопросам более крупного плана: процентные ставки, ВВП , экономика стран - обо всем этом вы обычно читаете в СМИ в разделе «Экономика ». Микроэкономика - сфера деятельности менеджеров и управленцев; макроэкономика в большей степени интересна инвесторам.

2. Закон спроса и предложения - основной закон экономики

Когда предложение увеличивается, стоимость падает, а когда растет спрос, растет и цена. Так что, если в один год было собрано очень много зерна, стоимость продуктов питания падает, и наоборот. Обычно закон спроса и предложения можно понять интуитивно, потому что вы то и дело с ним сталкиваетесь.

3. Предельная полезность

Чем больше у вас чего-то, тем меньше вы склонны считать это что-то полезным или важным. Ценность стодолларовой банкноты будет для вас выше, если вы зарабатываете в месяц тысячу долларов, чем если вы зарабатываете миллион. Ценообразование во многом основывается на этом принципе.

4. Внутренний валовый продукт (ВВП)

Это основной показатель для измерения размера экономики страны. По сути, ВВП - сумма прибыли всех граждан страны, или же сумма рыночной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в стране за год. ВВП России составляет около 2 трлн долларов, то есть каждый год в РФ производится товаров и услуг на сумму 2 трлн долларов. Россия занимает восьмое место по этому показателю. На данный момент лидирующей экономикой в мире является США - их ВВП составляет около 16 трлн долларов.

5. Темпы роста

Обычно рост экономики страны подсчитывается на основе темпов роста объема ВВП. Так как ВВП, грубо говоря, является индикатором уровня заработка в стране, то по темпу роста экономики можно примерно оценить, насколько в этой стране выросла средняя заработная плата.

6. Инфляция

Вы наверняка знаете, что сейчас большая часть товаров стоит в разы больше, чем 50 лет назад. Уровень инфляции измеряется в процентах и показывает, насколько стоимость корзины товаров увеличилась в сравнении с прошлым годом. В странах с развитой экономикой ежегодная инфляция составляет примерно 2% - то есть цены на товары растут примерно на 2% в год. Основная роль центробанков - следить за показателем уровня инфляции и удерживать его в районе этой цифры (выше нуля, но ненамного).

7. Процентные ставки

Если вы одалживаете деньги и ожидаете вместе с долгом получить некоторую сумму сверх одолженной, «сумма сверх» и есть процент. Процентная ставка - положительное число, которое является показателем получаемой назад суммы. Существуют разные процентные ставки. Краткосрочная процентная ставка определяется центробанком страны. Обычно ее размер держится около нуля. Долгосрочная процентная ставка определяется рынком и зависит от уровня инфляции, а также от долгосрочных прогнозов относительно развития экономики. Механизмы, благодаря которым ЦБ контролирует краткосрочную процентную ставку, называются денежно-кредитной политикой .

8. Соотношение процентных ставок, инфляции и темпов роста

Можно сказать, что между процентными ставками и темпами роста существует обратная зависимость. Также размер процентных ставок может напрямую влиять на уровень инфляции. Когда процентные ставки повышаются, уровень инфляции падает, а рост экономики замедляется. Одно хорошо, другое плохо. Из-за этого вокруг размера процентных ставок всегда столько споров и шума. В России ставку определяет ЦБ. В США размер краткосрочных процентных ставок определяется Федеральным резервом. За изменениями этого показателя пристально наблюдает весь мир.

9. Налогово-бюджетная политика

Правительство может во многом повлиять на экономику страны путем контроля государственных расходов . Налогово-бюджетная политика - набор механизмов для контроля за государственными расходами. Когда государство выделяет больше бюджетных средств, спрос может увеличиваться, а с ним повышаются цены. Это ведет к быстрым темпам роста и к высокой инфляции. При противоположных мерах достигается обратный эффект. Поэтому в период слабого роста и низкой инфляции правительства стран обычно стремятся тратить больше бюджетных средств, а в период высокого роста и сильной инфляции государственные расходы сокращаются.

10. Экономический цикл

В экономиках стран обычно наблюдаются периоды подъема и спада, длящиеся в среднем семь лет. В начале цикла происходит рост, он достигает пика, вслед за этим начинается сокращение активности и спад, который обычно приводит к рецессии (периоду отрицательного экономического роста и/или роста уровня безработицы). Затем экономическая активность вновь начинает расти.

11. Альтернативная себестоимость

Когда вы чем-то занимаетесь, то часто сравниваете свою деятельность с альтернативами. Это особенно актуально в вечер пятницы, когда вам надо срочно закончить какой-то проект, и вы думаете про себя: «А ведь я мог бы быть сейчас в совсем другом месте». Альтернатива (допустим, встреча с друзьями) оценивается вами очень высоко, поэтому проект, над которым вы работаете вместо нее, должен получиться очень качественным, чтобы хоть как-то соревноваться с вечеринкой по своей ценности. Ценность альтернативы - альтернативная себестоимость - это ценность или стоимость того, от чего вы отказались. Поэтому, если вы уволились с работы, на которой зарабатывали 120 тыс. долларов в год, чтобы запустить свой стартап, его альтернативная себестоимость составляет 120 тыс. долларов в год. Прибыль от стартапа должна быть выше, чем от работы, которую вы оставляете.

12. Сравнительное преимущество

Вы недавно запустили стартап, и вдруг клиент обращается к вам с просьбой создать ему сайт. Что вы сделаете: возьмете дополнительный проект или попросите хорошего знакомого сделать сайт вместо вас? На основе чего вы принимаете решение? Вы подсчитываете, сколько времени уйдет на то, чтобы сделать сайт самому, прикидываете, не лучше ли потратить это время на более детальную разработку собственного проекта. Вы также рассчитываете в уме, не справится ли знакомый с этой задачей в более короткие сроки.

Если вы приходите к выводу, что друг сделает сайт быстрее и эффективнее, чем вы, а у вас и так много дел, вы передадите заказ ему. Это и есть принцип сравнительного преимущества. Преимущество в данном случае у вашего друга, а вам браться за проект не имеет смысла. Именно по такому принципу стоит поступать странам, бизнесу и любому индивиду: браться только за те задачи, которые они могут решить лучше остальных, а все другие вопросы делегировать тем, кто справится эффективнее.

В Политехническом институте нам, технарям, читали краткий курс экономики. После понятных формализованных технических дисциплин эта наука казалась сбором примитивных понятий, которыми безуспешно пытались объяснять сложные процессы, происходящие в обществе. Значительно позже мне стала ясна причина того, почему эти попытки оставались безуспешными. Ясность стала проявляться после того, как я обратил внимание на историю формирования зарубежной, а затем и отечественной экономической мысли. Выяснилось, что еще первые экономисты изначально не были сосредоточены на изучении реальных социально-экономических процессов. Экономика, как никакая другая наука, зависела и продолжает зависеть от прогресса в осмыслении многих фундаментальных понятий, которые определяют общую культуру мышления у людей. Её развитие всегда тормозилось по причинам, только от нее независящим, а изменить эту ситуацию самостоятельно она не могла. Без общего прогресса в культуре мышления экономика как начиналась с работ, посвященных финансовым, бухгалтерским операциям, так на этом качественном уровне и осталась. Поэтому финансисты и бухгалтеры востребованы, а ученые экономисты остаются в стороне от реальных экономических процессов. И неслучайно, пройдя определенный исторический путь своей эволюции, наука экономика теперь всё больше склоняется к психологии, юриспруденции, гражданскому и уголовному праву. В результате «товар», который до сих пор является краеугольным камнем этой науки, на наших глазах превращается в передаваемое другому лицу право, юридически обоснованное на что-либо. Как говорится – было ваше, а стало наше! И всё! Для того, кто передал последнее, все достижения экономики тут и заканчиваются окончательно, навсегда. Но если вдруг кому-то потребуется, то не ученые экономисты, а юристы, поднаторевшие на праве, всегда найдутся и объяснят всем участникам такого обмена его целесообразность и законность. Законы современной экономической науки уникальны тем, что они субъективны абсолютно, поскольку замкнуты определенной архаичной культурой мышления людей. Архаизм состоит в том, что мышление не различает главного – смысла коллективного труда. Для такого мышления смысл коллективного труда всех людей ограничен замыслом элиты. Каждая элита стремится удерживать мышление у людей неизменным, в соответствии с исторически сформировавшимися традициями, посредством политики, науки, религии, культуры и, в частности, экономики. Проблема состоит в том, что сложившаяся архаичная культура мышления у людей повсюду сдерживается искусственно и остается качественно неизменной столетиями. И неудивительно то, что все экономисты сошлись в едином мнении рассматривать не смысл, замысел коллективного труда, а движение товара и всего того, что с этим связано. Понятно, что в науке, где у её адептов принята за основу подобная культура мышления, ни о каком коллективном труде речи нет и быть не может. Для них, как и для бывшего министра финансов, доктора экономических наук А.Я. Лифшица ”Экономика похожа на женщину. Разве её поймешь?”.